Труды КНЦ вып.16 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10))

Определяющее права и регламентирующее действия охраны руководство имело название: «Инструкция стражникам, находящимся на постройке Мурманской железной дороги» [НАРК Ф. 320. Оп. 3. Д. 45/362. Л. 180-190 об., то же: Ф. 320. Оп. 3. Д. 7/43. Л. 14-24] (далее — Инструкция). Структура документа Инструкция состояла из пяти частей, каждая из которых, в свою очередь, структурирована и разбита на более мелкие, пронумерованные фрагменты. Основными элементами нормативного документа являлись: • общие обязанности стражников; • о дисциплине; • общие обязанности стражников при охране постов и военнопленных; • об употреблении в дело оружия; • о дисциплинарных взысканиях, налагаемых на стражников. В Инструкции определены: функции человека, выполняющего обязанности стражника: установлен перечень лиц, с которыми ему предстояло взаимодействовать; обозначена иерархия, в структуру которой включена должность. Кроме того, в документе представлен набор потенциальных социальных взаимодействий сотрудника охраны с другими участниками строительства, руководящим составом, и прочими лицами, с которыми стражнику, возможно, предстояло контактировать. Любые его коммуникации, поступки и действия могли иметь негативные последствия в целом для органа охраны и всего Управления. Поэтому в Инструкции действия стражника имели разрешающий, предупреждающий, предписывающий, запрещающий и/или ограничивающий характер. О статусе, правилах вступления в должность, военной службе И в названии, и в тексте самого документа используется понятие «стражник», которое означает принадлежность к социальному статусу, не предполагая иных, обыденных, значений. Стражник — это название должности, включенной в систему воинских чинов. В Инструкции использовался и синоним — «часовой». Значимость действий часового усиливалась, по сравнению со «стражником», за счет несения службы «на посту с винтовкой». Функции часового были связаны с охраной объекта, который здесь конкретизирован: это место, или пост. Часовому предписано не оставлять свой пост до тех пор, пока он «не будет сменен или снят, хотя бы жизни его угрожала опасность» [НАРК. Ф. 320. Оп. 3. Д. 45/362. Л. 185]. Определяющим и необходимым условием для вступления в должность являлось добровольное желание претендента исполнять обязанности стражника. С одной стороны, у человека была возможность выбора деятельности, он оставался наемным рабочим, вступающим в должность «по собственному желанию», за ним закреплялись оговоренные служебные обязательства, он получал ежемесячное жалование за выполненную работу и мог оставить службу, написав заявление (или рапорт) об увольнении. С другой стороны, служба стражником именно на строительстве Мурманской железной дороги позволяла работникам охраны считать себя участниками военных действий. Такой идентификации способствовало приравнивание службы стражником на Мурманской железной дороге к «действительной службе в войсках» [НАРК Ф. 320. Оп. 3. Д. 45/362. Л. 180]. Более того, поступающий на работу в охрану человек должен был дать «перед Богом» присягу о службе Государю и родине о защите их интересов. Публичное 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz