Труды КНЦ вып.16 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10))
можно сказать, создано для тех, кто мечтает полюбоваться северным сиянием. Мурманскую область называют краем полуночного солнца. Скорее всего, потому что солнце ночью — это такое же чудо, как небо со звездами в зимний день во время полярной ночи, освещенное многоцветием северного сияния» [Там же]; «ПразДник Севера — это уже 84-й праздник, о котором знают не только в нашей стране, но и во всем мире — визитная карточка Мурманской области» [Праздник Севера., 2018, ЭР]; «Красота северной природы также привлекает в этот суровый край большое число туристов. Удивительные горные пейзажи и красивые чистые озера давно стали визитной карточкой этих мест» [Мурманская область — туризм в России, ЭР]; «Семгу — визитную карточку Мурманской области — необходимо сохранить» [Семгу — визитную карточку., 2009, ЭР]. Более развернутым в плане описания и характеристики региона, по сравнению со слоганами и визитными карточками, является такой инструмент, как «позиционирование», в маркетинге означающий выбор наиболее выгодной позиции в сознании потребителей для создания бренда. Как правило, этим инструментом пользуются профессиональные создатели брендов, например, специалисты соответствующих органов региональной власти. Так, в профиле Мурманской обл. в документе «Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2010 года и на период до 2015 года» Мурманская обл. позиционируется как «центр развития Арктической зоны Российской Федерации»: «Таким образом, уместно ставить амбициозные, но вполне достижимые цели, связанные с позиционированием Мурманской области в статусе стратегического центра АЗРФ, а сущностную составляющую Мурманска, крупнейшего циркумполярного города мира, при определенных условиях наделять признаками «столицы» Арктической зоны Российской Федерации и Арктического региона в целом» [Стратегия социально экономического развития., 2013, ЭР]. Разработкой позиционирования занимаются и работники рекламной сферы. В 2014 г. агентство, работавшее над созданием бренда Мурманска, в своем портфолио оставило следующий текст, поясняющий основную идею, заложенную в разработку комплекта сувенирной продукции, брендбука, наружной рекламы, принципов использования логотипа и типографики в городской среде: «Уникальному городу — уникальный брендинг! Мурманск — это крупнейший расположенный за Полярным кругом населенный пункт в мире. Это последний город, основанный российским императором Николаем II. Это город, защитники которого во время Великой Отечественной войны отстояли северные рубежи страны. Это город, из которого сначала СССР, а теперь и Россия ведет освоение Арктики. В Мурманске сочетаются природные особенности (северное сияние, полярный день и полярная ночь), особый ритм жизни портового города и близость баз Северного флота ВМФ России» [Мурманск: разработка., 2014, ЭР]. Популярным средством брендирования является логотип как специфический элемент визуализации бренда. Другими элементами визуализации брендов можно считать памятные знаки, архитектурные сооружения, городские знаки и транспаранты на границе муниципальных образований, региональные и городские художественные артефакты и т. д. При продвижении бренда «Мурманск — форпост России в Арктике» был разработан целый комплекс мероприятий, в том числе установлен памятный знак в рамках празднования столетия областной столицы (рис. 3) [Памятный знак., ЭР]. 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz