Труды КНЦ вып.16 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10))

и популяризируется среди широкой аудитории, чему примером является «гиперборейский бренд» города Ковдора, который сводится к слогану «Ковдор — столица Гипербореи». «Гиперборейский бренд» возник совсем недавно — в 2018 г. благодаря журналисту, историку Алексею Венедиктову, который познакомился с «древними артефактами» в окрестностях города. Подобные артефакты люди, увлеченные мистическими теориями и идеей северной прародины человечества, считают «следами древней цивилизации», причиной гибели туристов в местах их расположения: «егерь (Вячеслав Тернов. — О. Б .) отмечает, что ему сильно повезло, ведь другие люди, которые находили дольмены и мегалиты, либо погибают, либо не возвращаются, пропадая без вести» [Загадки ковдорской Гипербореи, 2019, ЭР]. Гипотеза об остатках древней цивилизации в районе Ковдора обыгрывается названием города. Считается, что слово «Ковдор» происходит от саамского «кувт» — змея, поэтому в основу ковдорского бренда положен символ змея, кусающего себя за хвост. Процесс мифотворчества «подтверждается» различными «документами», под которыми, как правило, понимают записки краеведов, позиционируемых как историков, исследователей: «Еще в 90-х годах ковдорский исследователь Валентина Попова обнаружила на обычном камне в городском парке руны в виде свернувшейся в кольцо змеи с таинственными знаками по телу. Разгадки этих древних письмен нет до сих пор» [Гиперборейский бренд., 2018, ЭР]. Туристский бренд «Ковдор — столица Гипербореи» активно продвигается по линии развития регионального туризма. Формируются организованные туристические группы, разрабатываются туристические маршруты различной степени сложности, продумывается инфраструктура. В Ковдоре появились свои первые культурно-массовые мероприятия, повышающие имидж города (Гиперборейский Новый год [В Ковдоре во время праздника., 2018, ЭР]), здесь проводятся знаковые фестивали и собрания (например, Съезд писателей-фантастов 19 апреля 2019 г.). С ковдорским брендом выступают на выездных фестивалях: так, в Сыктывкаре на XIII Межрегиональном фестивале детского и молодежного творчества «Сияние Севера» участники от Ковдора выступили в футболках с новым логотипом змеи, обвивающей Ковдор. Сейчас бренд распространяется далеко за пределы Мурманской обл., набирает популярность в соцсетях и в туристической сфере. «Ковдорский бренд» является примером туристического проекта, созданного практически «с нуля», что не помешало ему стать лауреатом национальной премии «Серебряный лучник» [Смотрите на канале «Россия 24»., 2019, ЭР]. Наряду со слоганами и сопровождающим их создание процессом мифотворчества выделяют такое лексическое средство брендирования, как «визитная карточка». Визитная карточка — это, прежде всего, зрительный образ, фотография или любое символическое изображение, однако на уровне текста визитные карточки также могут находить свое выражение. В отношении Мурманской обл. встречаются самые разнообразные визитные карточки — от памятников и учреждений культуры до природных явлений и региональных праздников: «Памятник Алеша — визитная карточка Мурманска» [ЭР: Памятник Алеша.; Мемориал защитникам Заполярья.; Памятник Алеша — Памятник Защитникам.]; «В городе Мончегорск есть музей цветного камня. Его экспозицию открывает аметистовая щетка — визитная карточка Кольского полуострова» [Мурманская область (Россия — Северо-Запад), ЭР]; «Заполярье, 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz