Труды КНЦ вып.16 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10))
Кольского края, так и у гостей региона» [Парад шамшур..., 2018, ЭР]. Вместе с тем саамская и поморская культуры представлены в самопрезентациях региона неодинаково. С одной стороны, кольские саами позиционируются как этнокультурный символ Мурманской обл. Так, на официальном туристическом портале в разделе «Этнографический туризм» справка о саамах графически выделена как информация первого уровня (крупным шрифтом): «На территории Мурманской области живет коренной малочисленный народ — саами. Их исконная земля — Лапландия, расположенная на Кольском полуострове и на севере современных Норвегии, Швеции и Финляндии. Саами и в XXI веке стараются сохранять самобытный уклад жизни и собственный язык, традиционно занимаются оленеводством, рыболовством и охотой. Центр культурной жизни саами в Мурманской области — село Ловозеро». Все остальные сведения, в том числе о терских поморах, приводятся как информация второго уровня (мелким шрифтом): «Также исторически на территории Терского и Кандалакшского районов, на побережье Белого моря проживает этническая группа — поморы. Они являются потомками древних новгородцев и карел, селившихся начиная с XII века на юго-западном и юго-восточном побережье Белого моря» [Официальный туристический портал., ЭР]. В данном случае расположение, первоочередность информации и размер шрифта являются дополнительным средством репрезентации, визуальной техникой привлечения внимания пользователя сайта, в первую очередь к группе кольских саамов. С другой стороны, в медийном дискурсе отчетливо видно, что в противовес прокламации значимости саамской культуры для региона как брендообразующей на туристических ресурсах, со стороны официальных представителей власти не наблюдается намерения возводить культуру саамов до символа Кольского п-ова. Если предыдущий президент Ассоциации кольских саамов Елена Яковлева подчеркивала, что саамская «уникальная культура и быт давно стали неотъемлемой частью жизни Заполярья, Кольский край невозможно вообразить без оленеводства, сказаний, легенд, песен, обычаев, ремесел, трепетного отношения к природе саамского народа» [Хоровод., 2018, ЭР], то представители власти склонны были смещать акцент на необходимость государственной поддержки для сохранения культурного наследия кольских саамов: «Областное правительство и впредь намерено уделять внимание, поддерживать инициативы и добрые дела представителей коренной национальности» (министр по внутренней политике и массовым коммуникациям Глеб Шинкарчук) [Там же]; «Но, кроме восхищения и уважения, в XXI столетии саамам необходима поддержка. Ваш народ, его традиции, культура, язык — драгоценное достояние не только Мурманской области, но и России в целом. И мы это достояние стараемся по мере сил беречь и приумножать. Поддержка коренного народа — одна из важных сторон повседневной работы областного правительства» [Губернатор Марина Ковтун приняла участие., 2018, ЭР]; «Саамы проживают на территориях своих предков, сохраняют самобытный уклад жизни и осознают себя самостоятельной этнической общностью. Коренные народы несут огромную ответственность перед будущими поколениями, потому что на них возлагаются надежды в сохранении этносов. Обеспечение их правовой защищенности, улучшение социально-экономического положения рассматриваются как приоритетные вопросы государственной политики страны <.>. Необходимо продолжать работу в сфере сохранения традиционных видов хозяйственной деятельности 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz