Труды КНЦ вып.16 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10))

Использование историко-культурного потенциала региона в процессе брендирования выглядит не как линейная ретроспекция, хронологическая реконструкция прошлого, а, скорее, как репрезентация отдельных сюжетов, образов, идей и ценностей, через которые происходят территориальная самоидентификация и позиционирование. Согласно удачному замечанию, в столице края Мурманске, который можно рассматривать как образ, метонимически обобщающий свойства всей области, «отразились две извечные русские амбиции — господства на море и покорения Севера» [Мурманск — форпост., 2014, ЭР]. Что касается официального брендирования, особенно с подачи областных властей, то оно действительно выстраивается сквозь призму этих идей. Если идея «господства на море» соотносится больше с природно ­ географическими и геополитическими особенностями Мурманской обл., то «покорение Севера» напрямую связано с историко-культурной спецификой. Сама история региона сводится к истории освоения Мурмана русскими: «За время своего исторического существования, начиная с первых поселений новгородцев на Кольском полуострове, Мурманская область прошла сложный путь развития от практически необжитой территории до развитого индустриального центра Севера России» [Стратегия социально-экономического., 2015, ЭР]. Исторические идеи, на которых строится имидж Мурманской обл., довольно полно отразились в проекте наименования областного аэропорта. Только личность Бориса Сафонова, летчика-истребителя, защитника Заполярья, выбивалась из идеи освоения и покорения Севера. Помимо фигуры царя, государственного лидера колонизации Севера, и героя Великой Отечественной войны в мурманский шорт-лист проекта «Великие имена России» попала фигура Ивана Папанина, который буквально был «покорителем Севера». В большом списке проекта значилось имя и Трифона Печенгского, которого можно рассматривать как «покорителя Севера» в духовном аспекте. Примечательно, что за него отдала свой голос президент Ассоциации кольских саамов Елена Гой, посчитав крестителя саамов знаковой фигурой для нашего края: «Трифон Печенгский прибыл на Кольский полуостров, чтобы проповедовать христианство саамам. Память об этом монахе жива, у нас есть Трифонов Печенгский монастырь» [Казаки, ветераны и саамы предложили., 2018, ЭР] . Как известно, аэропорт был назван в итоге в честь Николая II, считающегося основателем Мурманска, первоначально названного Романов-на-Мурмане. Идея покорения Севера проявляется и в официальных самопрезентациях этнокультурной специфики региона, причем даже в тех аспектах, которые связаны с коренными жителями саамами, населявшими регион задолго до проникновения на Кольский п-ов выходцев из Новгорода. Историко ­ этнографическое наследие, связанное и с поморами, и с саамами, отнесено к конкурентным преимуществам, открывающим возможность принципиального улучшения качества жизни населения и перевода региональной экономики на траекторию устойчивого роста. В SWOT -анализе конкурентоспособности Мурманской обл. саамская и поморская культуры причислены к «уникальным туристским ресурсам Мурманской области», а этнографический туризм, развивающийся благодаря популярности этих культур, — к «перспективным направлениям увеличения турпотока» и к «одним из важнейших средств сохранения самобытности коренных малочисленных народов Севера» [Стратегия социально-экономического развития., 2013, ЭР]. Действительно, как отмечается в медийном дискурсе, «интерес к саамской культуре не увядает как у жителей 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz