Труды КНЦ вып.16 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10))
«Рыболовный туризм — золотой бренд Кольского полуострова» [Рыболовный туризм., 2007, ЭР]. Некоторые источники, по сравнению с текстом «Стратегии», расширяют круг туристических направлений, которые обязаны своим развитием природному и культурному потенциалу области: «Ландшафтные и климатические особенности региона, культурно-исторический потенциал привлекают на Кольский полуостров поклонников различных видов туризма — от сплавов по бурным рекам и рыбалки до горнолыжного, минералогического, событийного, экологического, спортивного и экстремального туризма» [О Мурманской области, ЭР]; «В последнее время набирает силу экологический и этнотуризм, в основном это иностранные туристы, желающие пожить в местах Лапландии, где не ступает нога человека (например, турбаза рядом с Йоканьгой). В области также популярен минералогический и экстремальный туризм» [Мурманская область (а), ЭР]. Выгодное географическое положение региона, обеспечившее выход в Северный Ледовитый океан, привело к созданию Мурманского морского порта — одного из базовых брендов Мурманской обл. В профиле области порт характеризуется как «единственная незамерзающая глубоководная и имеющая прямой и удобный доступ к океанским магистралям обустроенная гавань в европейской части России» [Стратегия социально-экономического развития., 2013, ЭР]. Значимость этого бренда определяется не только наличием самого порта и близостью моря, но и тем, что здесь начинается Северный морской путь — главное преимущество России на Севере, а также располагается атомный ледокольный флот. Тот и другой являются безусловными «визитными карточками» Мурманской обл.: «Здесь берет начало стратегическая морская транспортная артерия — Северный морской путь, обеспечивающий доступ к природным ресурсам Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также развитие транзита из Атлантики в Тихий океан. В порту базируется атомный ледокольный флот, обеспечивающий функционирование маршрута» [Там же]. Возможности природно-географического положения Мурманской обл. отражены лексическими средствами брендирования: «Мурманск — северный рубеж России, стратегически важная точка Российского Севера»; «Мурманск — незамерзающий порт России, база российского ледокольного флота»; «центр рыбной промышленности Баренц-региона, обладающий уникальными биоресурсами»; «только в Мурманске можно полноценно наблюдать уникальные северные явления: полярные ночи, полярные дни»; «Мурманск — исторический центр промышленного, научного и туристского освоения Арктики»; «из Мурманска отходят круизные ледоколы в Арктику, организуют экспедиции на Северный полюс»; «Мурманск — начало Северного морского пути» [Мурманск — форпост., 2014, ЭР]. Все перечисленные лексические клише сводятся к слогану, заложенному в основу разработанной в 2013 г. стратегии брендинга Мурманска: «Мурманск — форпост России в Арктике». Наряду с природно-географическими особенностями Мурманской обл. большое значение для ее имиджа имеют и геополитические характеристики, обусловленные ее приграничным положением. В самопрезентациях Мурманской обл. подчеркивается, что она «объективно является одним из стратегических районов страны в составе Северо-Западного федерального округа», во многом благодаря своему удачному расположению: «на юго-западе область граничит с Республикой Карелия, а на западе и северо-западе — с Финляндией 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz