Труды КНЦ вып.16 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10))
развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года», официальный сайт Правительства Мурманской обл., информационный сайт Мурманской обл. (несмотря на то, что сайт не обновлялся с 2014 г.), региональные и центральные туристические сайты, региональные СМИ, Википедия и др. Источники были проанализированы с целью выявления основных опорных пунктов, на которых базируются привлекательный образ (имидж) региона и региональная идентичность его населения. Выделены три составных компонента, на которых строятся территориальные бренды Мурманской обл.: 1) природно-географические особенности края; 2) историко-культурный потенциал; 3) социально-экономические характеристики. Рассматриваются все три инструмента (способа репрезентации) региональных брендов Мурманской обл.: лексический, визуальный, событийный. К целенаправленному процессу брендирования в Мурманской обл. приступили в начале 2000-х гг. По мнению некоторых исследователей, на начальных этапах попытки найти региональные бренды со стороны областного правительства не увенчались особым успехом, так как открытый конкурс «Туристский бренд Мурманской области» (2007) и творческий конкурс на разработку концепции бренда «Мурманская область» (2010) не выявили ярких проектов, способных предложить бренд, который стал бы запоминающимся и отразил в достаточной степени специфический комплекс преимуществ Кольского п-ова: высокий социально-экономический, ресурсный и инвестиционный потенциал, уникальные природные и географические возможности, богатую историю и культуру, самобытные традиции, которые должны были быть отражены по условиям конкурсов [Терещенко, 2012: 107]. Неудачный старт процесса брендирования региона культуролог Е. Ю. Терещенко объясняет тем, что при огромном природном, историческом и культурном потенциале Мурманской обл. проблемой региона является не формирование, а продвижение брендов, так как последнее предполагает создание информационного поля, инфраструктуры, подготовку кадров в сфере туризма и т. д. [Там же]. Тем не менее по результатам открытого конкурса 2007 г. туристский бренд, призванный формировать позитивный образ Мурманской обл., все же был выбран и представлен на Международной научно-практической конференции «Современное состояние, проблемы и перспективы развития туристской индустрии в Мурманской области» [Туристический бренд., 2007, ЭР]. Переломный момент в региональном брендировании наступил в 2013 г., когда по итогам муниципального конкурса был заключен контракт на разработку бренда столицы области — города Мурманска. С одной стороны, региональное правительство таким образом ознаменовало подготовку к празднованию столетнего юбилея города-героя, с другой стороны, как отметила в интервью редакции «Арктик-ТВ» Ирина Канаш, занимавшая в то время должность председателя комитета по экономическому развитию администрации Мурманска, «конкуренция между городами за привлечение инвестиций, трудовых ресурсов и туристов носит все более выраженный характер» [Мурманск — форпост., 2014, ЭР], а с утверждением президентом РФ «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» от 20 февраля 2013 г. конкурентная борьба между областными столицами российской Арктики стала наиболее острой. 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz