Труды КНЦ вып.16 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10))

жертвенного счастья <.> лежала в основе стратегии воспитания подрастающего поколения [Байбурин, Пиир, 2008: 233]. Вера в будущее торжество справедливости относится к главным качествам спецпереселенцев. Чаще всего она артикулируется в виде прогностических утверждений или с помощью формул-пожеланий «заклинательного» характера: «нам всем брат часто говорил: «Меня не будет, но настанет день, когда о нас, тружениках невинных, вспомнят и будут жалеть нас. И настанет день, всю землю постепенно снова будут возвращать любителям труженикам-крестьянам» [Спецпереселенцы..., 1997: 76-77]; «Моим детям я желаю жить лучше, материально обеспеченными. Пусть в нашей стране закрепится право на собственность, пусть она будет неприкосновенной. Я верю, что наша страна возродится, верю в разум молодых» [Там же: 109]. Поскольку главным источником несправедливости явилось беззаконие государства, справедливость предстает, прежде всего, в правовой ипостаси. Она предполагает права на землю, собственность, равенство прав граждан и т. п. Вместе с тем «справедливость» имеет нравственный аспект (о семантическом наполнении категории правовыми и этическими значениями см.: [Кряхтунова, 2010; Скоромная, Воробьева, 2016]). В данном случае он связан с восстановлением «исторической правды» о спецпереселенцах и сохранением ее в памяти потомков. К «потомкам» относятся и прямые наследники, и общество в целом. С точки зрения спецпереселенцев, их опыт и память, в конечном итоге, служат общественной безопасности: «Своими воспоминаниями я предостерегаю нынешнее поколение: трагедию 30-50 годов нельзя повторить» [Спецпереселенцы., 1997: 73]. Заключение Спецпереселенцы — реально существующая общность, поскольку есть группа взаимодействующих между собой людей, которая использует этот «мы»- идентификатор, предпринимает инициативы в интересах группы и устанавливает связи с социальным окружением. В качестве соционима используется обозначение также реально существовавшей в прошлом категории репрессированных и депортированных крестьян. С 1990-х гг. наблюдается процесс реидентификации новой общности на новом историческом этапе, с включением в нее категории «потомков» благодаря усилиям общественных организаций, взаимодействующих или объединяющихся с семьями, и других субъектов культурно-политической деятельности. Конструируемая общность позиционирует себя в качестве преемственной, мемориальной и наследственной. Основу идентификации спецпереселенцев составляют ключевые концепты национальной культуры, в рамках которых осмысливаются, эмоционально переживаются и демонстрируются линии жизни представителей семейно ­ родственных групп, подвергшихся лишению прав и принудительному выселению в конце 1920-1930-е гг. Качества, подчеркнутые в характеристиках спецпереселенцев, позволяют составить их коллективный портрет, основывающийся на базовых культурных ценностях, которые, в свою очередь, связаны с концептосферой общности. Значение данного идентификационного процесса заключается в акцентуации национальных и гуманистических ценностей, призыве к сохранению культурного наследия и восполнении лакун в историческом знании. Список источников 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz