Труды КНЦ вып.16 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10))
работой в тепле, под крышей, рабочей карточкой. Но было несколько и очень высококвалифицированных столяров-краснодеревцев» [Пусть не доведется., 2018: 31]. Мемуарист не был спецпереселенцем: бывший детдомовец, он сбежал из Ленинграда на заполярную стройку, поэтому его оценка — внешняя. Она во многом, но не во всем совпадает с самооценками представителей общности. Интерпретация основывается на прагматических аспектах мотивации спецпереселенцев к труду, и выделяются только мастера своего дела, профессионалы. Трудолюбие, трудоспособность, трудовая дисциплина, способности к освоению новых профессий, мастерство (высокое качество всего созданного — от предметов мебели до городов) — устойчивые признаки спецпереселенцев как работников. При этом самой главной чертой их трудового поведения является «честность». Все, что произошло со спецпереселенцами и определило их судьбу, связано с трудом, во-первых, тяжелым, во-вторых, нравственным: «Разве этого не было? Было. А за что? За труд честный.» [Спецпереселенцы., 1997: 37]; «Трудно жилось взрослым, но были честны, правдивы, трудолюбивы» [Там же: 24]. Нравственные основания труда выражены формулами, которые содержат соответствующие понятия: «работали честно, не считаясь со временем», «работали на совесть», «работали от души». 6. Личные качества спецпереселенцев ассоциированы с названными культурными категориями. Честность — одно из самых емких в смысловом отношении свойств. Оно соотносится и с «трудом», и с «правдой», а также с бытовым поведением: «Трудно жилось взрослым, но были честны, правдивы, трудолюбивы» [Спецпереселенцы., 1997: 24]; «Я не помню, чтобы было воровство. Наш барак был проходной, и ничего никто никогда не украл» [Пусть не доведется., 2018: 95]. В русском языке «честность» и «честь» определяются одно через другое: честный — «в ком или в чем есть честь, достоинство, благородство, доблесть и правда», «человек прямой, правдивый, неуклонный по совести своей к долгу; надежный в слове, кому во всем можно доверять» [Даль, 1994, 4: 1327]; честь — «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» [Там же: 1328]. Иллюстрацией к этим определениям может служить стихотворение о спецпереселенцах из воспоминаний мончегорца Е. В. Федотова [Пусть не доведется., 2018: 107]: Мы пережили горечь социальной мести, Жестокой, незаслуженной, обидной, И тем не менее не потеряли чести, И людям нам в глаза смотреть не стыдно. Эти строки приводятся в контексте рассказа об учителях, которые поддерживали детей репрессированных, и об одноклассниках — детях «изгоев», которые воевали, погибали на войне и «честно служили своему Отечеству». Оба названных качества, маркирующие личности и общность спецпереселенцев, соотносятся с таким уровнем социальности, на котором первостепенное значение имеют чувство долга, самоотверженность, гражданственность. Соответствует представлениям о качествах «человека чести» портрет одного из персонажей воспоминаний Н. И. Бачурова, который работал в Мончегорске в послевоенные годы и сам не имел отношения к спецпереселенцам. Это взгляд «извне»: «Федор Степанович <.> был среди тех, кто первыми пускали восстановленную электропечь 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz