Труды КНЦ вып.16 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10))

Значительный вклад в изучение понятий «территориальной идентичности» и «региональной идентичности» внесли Н. А. Шматко и Ю. Л. Качанов. Согласно их концепции, региональная идентичность выступает как результат отождествления «Я — член территориальной общности». Авторы отмечают, что у каждого человека есть образ, который вместе с механизмом соотнесения (отождествления, различения, оценивания и сравнения) образа «Я» и образа территориальной общности создает схему территориальной идентификации. Существенным аспектом выступает «масштаб» той территориальной общности, к которой человек ощущает причастность: ограниченная территория — конкретный район (село, город, область) или более обширное пространство — страна, содружество государств [Шматко, Качанов, 2008: 95]. Сущностные характеристики региональной идентичности реализуются через ряд функций: во-первых, региональная идентичность является культуромаркирующим основанием региона; во-вторых, она есть инструмент сплочения территориальной общности на пути достижения цели, соответствующей региональным интересам, и воссоздания специфической коллективной социальности; в-третьих, она задает норму антропологического воображения, те образы человека и человечности, которые считаются приемлемыми и желательными в рамках данного сообщества и с которыми человек сверяет всю свою деятельность и досуг; в-четвертых, региональная идентичность дает удовлетворительное ощущение существования индивида среди «таких же, как я»; наконец, она является продуктом «коллективной памяти», воспроизводя и сохраняя ее и т. д. Структура региональной идентичности состоит из следующих компонентов: региональное самосознание, региональный этос и региональный менталитет. Носителем регионального самосознания выступает совокупность людей, представляющих тот или иной регион. Региональное самосознание включает нравственные ориентиры, идеалы и мотивы поведения и т. д. Региональный этос — система ценностей и духовных предпочтений, стереотипов мышления и правил поведения, которые исторически сложились на данной территории и определяются базовыми природно-географическими и социально-экономическими характеристиками регионального бытия. Региональный менталитет — фундаментальная устойчивая структура сознания, отличающаяся стабильностью и постоянством; наднационально ­ территориальная форма субъективности, связанная с определенной географо ­ социальной территорией [Казакова, 2008: 19]. Н. В. Назукина выделяет два уровня региональной идентичности: культурный и стратегический. Культурный уровень включает в себя уникальные характеристики и ценностные особенности региона, воспринимаемые его жителями как общие для них. Стратегический уровень подразумевает использование региональных особенностей местными элитами в практических целях (создание и использование региональной уникальности: традиции, продвижение конструируемой уникальности, выражающееся в формировании регионального имиджа) [Назукина, 2011: 18]. Первыми проявлениями региональной идентичности в России стало формирование политического самосознания в этнических республиках, которые в 1990-1991 гг. провозгласили суверенитет. В результате представители 141

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz