Труды КНЦ вып.16 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10))
Екатерина Бултаевна Сабашкина, жившая у подножья перевала Чакыр вспоминала: «Спускали с перевала 30-40 человек пешком. Сопровождали два конных милиционера. Ночевали они в конторе Беш-Озека. Ни один из людей не сопротивлялся. Брата моего отправили вместе с этими людьми. Плача, долго бежала я за братом» [Кыдыева, 2007]. «В Улаганском районе арестованных мужчин собирали возле Балыктуюлского сельского совета. «Потом их пешими погнали вниз по Чолушману. В 1929 г. Среди этих людей была одна-единственная женщина Тьулукова Тьаныйка. Священник абыс , которого звали Белый Абыс, был тоже среди них. Милиционер по имени Езбек Тапас (с этими людьми) «спустился» с Улагана, присоединил к ним арестованных здесь (чолушманцев — Я. Е .), посадив их на лодку карбыс , повез из по озеру» [Сартакова, 1995: 107-108]. Возникло представление о дороге в один конец. Предки уходили туда, откуда не возвращались. Те, кому удавалось выжить, пытались спасти мальчиков, привезти их на родину, на Алтай. «В Коркобы жил старик Амыр, 84 лет. Когда кончился срок пребывания в ссылке (тюрьме), он, спрятав 6-летнего мальчика под шубой, вывез из лагеря и привез домой. Мальчика звали Мендин Курдаш. Сестре мальчика Сургал было 16 лет. Она осталась в лагере. Сохранилась ее песня [Кыдыева, 2007]: Кызыл тал бажын кый дезе, Кыйар эдим — малта тьок. Коммунистке кир дезе- Кирер эдим — арга тьок. Если бы мог срубить верхушку красной ивы, Срубил бы, да только топора нет. Если мог стать коммунистом, Стал бы, да только возможности нет. Тьенгезектю Алтайда Тьеереним турза, керюп тьюр. Тьер тюбинден тьюре резем, Тьененим, кееркиий, сурап тьюр. На Алтае, покрытом мхами, Если будет ходить моя корова, приглядывай за ней. На дне земли окажусь, За племянником моим приглядывай. Казылып калган кара тьол Качан ойто бюткей не? Катуга барган карындаш Качан ойто тьангай не? Просевшая от ходьбы дорога Не поднимется вновь вровень с землей? Сосланный в ссылку брат мой Вернется ли когда-нибудь?» Каждая семья хранит в памяти события, коснувшиеся именно этой семьи: «16 мая 1931 года мой дед Маршаков Кыпчыш и его жена Бичи были отправлены в ссылку. Дед и бабушка вместе с пятью детьми находились в Нарыме, в ссылке. В болотистой местности валили лес. От недостатка еды и одежды, от тоски по Алтаю, от болезни они умерли. Умер младший сын Кюртюк. Перед смертью они наказали 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz