Труды КНЦ вып.16 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10))

новые идеи и представления. Их образы устойчиво связываются со стереотипными формулами-описаниями или краткими поговорками, свернутым кодом некоего рассказа. Например, есть высказывания о новых героях как о людях никчемных, не соблюдающих традиционные нормы поведения. «Называли себя батраками. Резали скот раскулаченных людей. Не утруждая себя чисткой потрохов, так их и вываливали на землю, выкидывали эти потроха. Таким образом, днем и ночью занимались пустословием, бездельничая. Мы, молодые комсомольцы, присоединяясь к ним, наедались мяса. С тех пор сохранились и такие их выражения: «Колхоз пойду, работай не буду», «Алтай чай (пить) — страм (т. е. срам)» [Сартакова, 1995: 106]. Т. А. Ямаева (Тостоева) вспоминает: «Говорят, первые комсомольцы ходили в красных косынках <.>. Волосы свои они остригли. Очень часто собирались, то у них собрания, то молодежные игры <.>. В моей памяти они сохранились как очень шустрые люди, они ничего не боялись <.>. Я была еще маленькая, чтобы думать о комсомоле» [ПМА, Т. А. Ямаева]. В воспоминаниях Т. К. Ямаевой из села Кулада, внучки зайсана 11 6-го отока Кааха Чамчиякова, сквозит обида, за то, что ее не взяли в комсомол. «Когда мы поселились в селе Кулада <.>, после того, как нас послали в ссылку, но по счастливой случайности мы вернулись на Алтай с полдороги <.>, мы хотели вступить в комсомол. Комсомолки ходили в красных косынках. С короткой стрижкой. Некоторые даже в кожаных куртках. Жили они как-то весело, все время проводили собрания <.>. Мы с сестрами тоже хотели вступить в комсомол. Но нас не приняли в комсомол. После этого ни один из нас никогда не подавал заявления ни в комсомол, ни в коммунисты» [ПМА, Т. К. Ямаева]. Герой мемуаров Тыйрый Болтошевой — Салдырга, «не-комммунист», был человеком привлекательным. «Дядя Салдырга был человеком высокого роста, крепкого телосложения. Кожа у него была светлая (букв.: ак — белая), глаза — голубые. Людей с такой внешностью среди наших теелесов встречается очень много. У него был очень звучный, громкий голос. Даже если вполголоса что скажет, кажется, что леса-горы словно вздрогнули. Был веселым, общительным. Про таких людей говорят, что это — живой человек. Всегда был занят чем- нибудь. Утром возле коновязи садился на коня. Вечером спешивался у коновязи. Наверно, бывал на охоте или ездил смотреть скот. Был грамотным. Девушки тайно вздыхали из-за него, и была даже песня, посвященная ему [Каинчин, 2002: 69]: (Несмотря на то, что) теплый ветерок-ветер дует (постоянно) — Но в болотистом месте трава не выросла. (Несмотря на то, что) Салдырга ответил на мое сообщение, Но мечта моя не сбылась (выйти замуж за него. — Е. Я .)». Сразу после этих строк, автор книги сообщает, что 27 ноября 1937 г. Салдырга посадили в тюрьму в селе Алтайское. 5 декабря 1937 г. его расстреляли в городе Бийск. Так завершение жизни человека резко контрастирует с его беспечной предыдущей жизнью до революции. Портрет другой жертвы коммунистической машины, бая Тахтара, описывается таким образом: «Этот бай был очень жирным и толстым. Поэтому сам даже на лошадь не мог сесть. Редко, как лошадь могла его поднять» [Ямаева, 2012: 7]. 11 Зайсан — глава племени, объединявшего восемь и более родов; приравнивается к титулу князя по российской ранговой системе. 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz