Труды КНЦ вып.16 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10))

Совета КАССР позволили представить характеристику депутатского корпуса с демографической, национальной, профессиональной, образовательной стороны. Для уточнения биографических сведений привлекалась периодическая печать Карелии конца 1930-х гг. Исследование выполнено на основе историко ­ критического и конкретно-проблемного методов и контекстуального подхода. 17 июня 1937 г. XI Всекарельский съезд Советов утвердил первую в истории Карелии Конституцию. В структуре текста, в содержании основных глав она была тождественна Конституции РСФСР и СССР и закрепляла всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании. В 1937-1938 гг. граждане КАССР приняли участие в выборах в Верховный Совет СССР и Верховный Совет РСФСР. В 1938 г. они избрали Верховный Совет Карельской АССР. В 1939 г. шла подготовка к выборам в местные Советы. Из-за советско-финляндской войны Президиум Верховного Совета КАССР принял решение выборы отложить [НАРК. Ф. 689. Оп. 15. Д. 8/18. Л. 177.], они состоялись уже в КФССР декабре 1940 г. В июне того же года на территории новой союзной республики прошли выборы в Верховный Совет СССР и Верховный Совет КФССР. Для власти выборы стали серьезным политическим экзаменом, потребовали больших организационных усилий. Местные советы составляли списки избирателей. В условиях высокой миграционной активности непросто было добиться полноты учета избирателей. В 1937-1938 гг. раскручивался маховик репрессий, арестованных граждан не всегда успевали вычеркнуть из списков избирателей. С этим связывают относительно невысокую явку на выборы в 1937 г. в ряде поселений. Например, в рабочем поселке Кондопога не пришли на выборы 10 % избирателей [НАРК. Ф. 3. Оп. 4. Д. 234. Л. 50]. В 1940 г. выборы впервые проводились на территориях, вошедших в состав Карелии после советско-финляндской войны. Состав населения там постоянно менялся в связи с прибытием переселенцев и перемещениями воинских частей, что затрудняло подготовку избирательной документации. Для приема избирательных бюллетеней и подсчета голосов создавались участковые избирательные комиссии численностью 6-10 человек из расчета одна комиссия на 1,5-2 тыс. избирателей. Регистрацию кандидатов, снабжение участковых избирательных комиссий бюллетенями, утверждение результатов выборов по округу, выдачу депутатских удостоверений об избрании проводили окружные избирательные комиссии. На выборах в Верховный Совет КАССР в 1938 г. в работе избирательных комиссий участвовало 4,9 тыс. человек. В 1940 г. на выборах в Верховный Совет КФССР численность работников избиркомов увеличилась до 10,4 тыс. человек, в местные советы Карелии в избирательных комиссиях работало более 35 тыс. человек, около трети из них составляли женщины [НАРК. Ф. 1215. Оп. 1. Д. 1/1. Л. 177]. Партийные организации контролировали состав избирательных комиссий, особое внимание уделяли подбору кандидатур председателя и секретаря комиссии. Подсчет голосов на избирательных участках проводился часто в присутствии секретарей райкомов партии и других партийных работников. Девятая глава Конституции КАССР определяла, что выставлять кандидатов в депутаты имеют право общественные организации и общества трудящихся. Они были четко перечислены: коммунистическая партия, профсоюзы, кооперативы, организации молодежи, культурные общества (ст. 109). Когда 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz