Труды КНЦ вып.16 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10))

прямых высказываниях и наблюдениях. Общественники, отстаивающие сегодня память спецпереселенцев, ощущают себя действующими в обстановке если не явной, то скрытой враждебности со стороны социальной среды, исключая ближний круг «единомышленников». Такая социально-психологическая установка, со своей стороны, стимулирует процесс идентификации общности, базирующейся на идее страдания из-за социальной несправедливости. Культурные маркеры общности «спецпереселенцы» Обозначение «спецпереселенцы» (реже — «спецпоселенцы»), являясь основным индикатором группы, указывает на специфический официально ­ правовой статус в прошлом, что позволяет относить ее к общностям «историческим». Такая общность не может не быть «мемориальной», то есть базирующейся на памяти. Если же учитывать роль семейного фактора в ее формировании («из семьи спецпереселенцев»), то группу можно считать и «наследственной». Понятия памяти , судьбы , семьи и рода в определении самой общности и ее функциональности несут основную смысловую нагрузку. На это указывают преобладающие заглавия публикаций, данные авторами или составителями сборников: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Настанет день, о нас вспомнят», «Моя горькая судьба», «Этого забыть нельзя», «Незабываемое», «Это было, было», «Пусть не доведется внукам...», «Прошлое не забывается, о случившемся не сожалеется»; «Судьба рода Дониных» и т. п. Самоидентификация сопровождается наделением общности отличительными качествами. Это касается и группы в целом, и типичной личности. Определять и описывать эти качества корректнее в тех понятиях, которые используют сами представители группы в процессе «мы- идентификации». Свойства выявляются на основе разнообразных языковых и текстовых показателей: ключевых понятий, определений, оценочных суждений, сравнений, идиоматики, дискурсивных особенностей и т. д. Качественные признаки, которые мы обозначили как «культурные маркеры», определяются на уровне смыслов отдельных высказываний, описаний, констатирующих утверждений, касающихся жизни семьи и собственной, отдельных личностей, институтов, социальных связей, наблюдаемых фактов. Общее число рассмотренных текстов превысило 100 (107), это можно считать достаточным, по крайней мере, для первоначальных заключений. 1. Страдание, мучение — важнейшие концепты, которые организуют тексты спецпереселенцев. В русском языке они тесно связаны: мученье — «вообще всякое сильное и длительное телесное или духовное страданье или боль, томленье, истязанье»; мученик — «кого мучат, страдалец» [Даль, 1994, 2: 949 ­ 950]. Семантической емкости и широкому использованию этих понятий способствует их значимость в православной традиции (философских, религиоведческих, филологических исследований на эту тему множество). Изучение традиции народного православия и дискурса русской интеллигенции позволяет «выявить общность в описании типично русского типа «страдающего человека», для которого страдания в их амбивалентном проявлении становятся и жизнью, и ее смыслом» [Бардыкова, 2007]. Обычно оба названных понятия употребляются в обращениях составителей рассмотренных изданий к читателям. Присутствуют эти лексемы и их производные («страдалец», «мучительная жизнь» и т. п.) и в рассказах участников спецпереселений: «.страдали не меньше, чем 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz