Труды Кольского научного ценра РАН. № 5, вып.18. 2019 г.

Нормальная работа любой энергосистемы невозможна без сетевого комплекса. Общая протяженность сетей составляет 6683 км, в том числе воздушных линий (BJI) электропередачи 150 кВ — 2135 км и 330 кВ — 757 км. Анализ опыта эксплуатации выявил наличие в энергосистеме Кольского полуострова большого числа BJI с большим сроком эксплуатации, достигающим 40-50 лет и более. Кольский полуостров является крайней северо-западной частью территории России. Его территория относится в основном к районам, подверженным гололедообразованию и значительным ветровым нагрузкам. Кроме того, здесь в атмосферу выбрасывается большое количество загрязняющих веществ, из которых львиная доля приходится на цветную металлургию. Основными источниками выбросов являются предприятия ОАО «ГМК “Печенганикель”» и ОАО «Комбинат “Североникель”». Все это оказывает влияние на износ электрооборудования. Поэтому для поддержания технического состояния BJI необходимо проводить периодические осмотры оборудования. Это успешно выполняется силами ПАО «ФСК ЕЭС» и ПАО «МРСК Северо-Запада», входящих в группу компаний ПАО «Россети», несмотря на заниженные нормативы стандартов, климатические условия и труднодоступность магистральных линий. Текущее развитие электрической сети Кольской энергосистемы идет в основном за счет строительства подстанций и BJI класса 330 кВ и реконструкции отдельных участков линий напряжением 110-150 кВ. Для оценки состояния воздушных ЛЭП, работающих в условиях Арктики, ЦЭС КНЦ РАН было проведено низовое выборочное обследование состояния ряда ВЛ класса 150 и 330 кВ на основе технической документации и актов технического освидетельствования ВЛ. Важно отметить, что обслуживающими организациями проводится аналогичный постоянный контроль состояния воздушных ЛЭП в Кольской энергосистеме, выявленные дефекты доказывают интенсивность влияния климата и условий работы на элементы ЛЭП. При обследовании опор были обнаружены следующие дефекты: проседание фундамента на трех опорах; разрушение фундамента (сколы, раковины, трещины) на сорока пяти опорах; оголение арматуры подножников на восьми опорах; неплотное прилегание пят к подножникам на двадцати девяти опорах; язвенная коррозия пяты и подпятника на двух опорах; язвенная коррозия пяты на пяти опорах; отсутствие болтов в креплениях стяжек на двух опорах; отсутствие одной из стяжек на двух опорах; коррозия оттяжек и их креплений к фундаментам на трех опорах; язвенная коррозия заземляющих спусков с разрушением более 50 % сечения на трех опорах; коррозия заземляющих спусков на шестидесяти пяти опорах; отсутствие заземляющих спусков на двадцати семи опорах; обрыв заземляющего спуска на двух опорах; повреждения изоляции (количество разбитых изоляторов) — 56 изоляторов; налет ржавчины на верхних изоляторах всех поддерживающих гирлянд обследованных опор — на всех обследованных ста шестнадцати опорах; коррозия на поверхности арматуры на ста шести опорах; деформация траверсы на одной опоре; погнутость троса гасителя вибрации на одной опоре. Примеры дефектов представлены на рис. 2-7. На опорах № 292 и 324 линии Л-153/154 имеется существенное оседание фундаментов (рис. 2, а, б). 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz