Труды КНЦ вып.9 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ) вып. 9/2019(10)
посредством выборки показателей из существующих систем мониторинга за состоянием окружающей среды и оценки экономических параметров природопользования и добавления к ним специфических параметров, характеризующих хозяйственное использование транспортно-логистических систем Арктики. Все показатели, которые используются в разрабатываемой системе мониторинга экологической обстановки можно условно разделить на несколько групп: 1. Метеорологические. Содержат информацию о толщине льда, колебаниях волн, скорости и направлении ветра, атмосферном давлении, солнечной активности, радиации, снежном покрове (высота, содержание влаги), температурные показатели и др. 2. Навигационные. К данной группе относятся такие показатели, как геолокационные данные о местоположении судов, находящихся в акватории Северного морского пути, курс движения, параметры технического состояния элементов транспортно-логистических систем и др. 3. Экологические. Данная группа показателей включает в себя биоразнообразие, различные виды загрязнений — почвы (твердыми отходами, стоками и т.п.), атмосферного воздуха, водных объектов и др. 4. Экономические: объемы инвестиций в инфраструктуру, загруженность портов и судов, параметры товаропотоков, стоимость ГСМ, мировые цены на нефть, затраты на амортизацию, стоимость грузов и др. Для реализации оценки состояния экологической безопасности арктических коммуникаций предложена система индикаторов. Сформированная индикаторная система представляет собой иерархическую структуру, нижним уровнем которой является фиксированный набор определенных показателей, данные о которых собираются разрабатываемой системой информационного Рис. 1. Иерархическая структура системы индикаторов с матричным представлением ограничений 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz