Труды КНЦ вып.9 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ) вып. 9/2019(10)

Введение В последнее время все чаще поднимаются вопросы развития Северного морского пути [1], использование которого позволяет не только сократить время доставки грузов в отдаленные районы нашей страны и другие государства, но и открывает новые горизонты в освоении Арктики. Исторически к исследованию арктических территорий относят такие направления как: изучение континентального шельфа, поиск новых источников неразработанных энергоресурсов (нефти и газа), расширение знаний о биоразнообразии арктической флоры и фауны и другие. Хозяйственное освоение арктических территорий, как и любая другая экономическая деятельность человека, ориентирована на получение практической выгоды, но и наносит определенный вред окружающей среде. Загрязнение прибрежных вод, воздуха и почв арктических районов, таяние льдов и другие негативные последствия хозяйственной деятельности человека нарушают хрупкую экосистему Арктики и приводят к снижению биологического разнообразия. Как следствие, страдает коренное население данных территорий, поскольку их натуральное хозяйство и быт напрямую зависят от доступности естественных биологических ресурсов. Ключевым моментом при покорении Арктики должны стать меры по уменьшению экологического ущерба. Для этого необходимо разработать систему мониторинга и индикаторной оценки состояния экологической безопасности арктических территорий, в частности, арктических коммуникаций в связи с бурным развитием Северного морского пути. Система мониторинга и индикаторной оценки состояния окружающей среды В настоящем исследовании под мониторингом экологического состояния арктических коммуникаций будем понимать систему наблюдений, оценки и прогноза изменения окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий в акватории Северного морского пути. В понятие арктических коммуникаций входят морские транспортные сети и инфраструктурные объекты, которые обслуживают данные сети. На сегодняшний день существуют готовые решения (сервисы) в области мониторинга определенных наборов показателей из разных предметных областей, основной задачей которых является сбор информации от первичных источников-сенсоров и последующее отображение наблюдаемой информации в цифровом виде (например, на электронной карте [2]). Обычно в таких сервисах в роли первичных источников информации выступают автоматические идентификационные системы, спутниковые системы связи, системы дистанционного зондирования Земли, радиолокационные станции, доклады с борта судов и прочие. При этом все системы мониторинга можно условно разделить на две большие группы. К первой группе относятся системы, которые собирают данные о движении различных судов, загруженности портов и другой транспортно-логистической информации (MarineTraffic [3], ShipFinder[4], «Виктория» [5], FleetMon [6], VesselFinder [7], Vesseltracker [8], Myshiptracking [9] и др.). Вторая группа представлена программно-аппаратными комплексами, осуществляющими мониторинг состояния окружающей среды, т.е. собирают данные о толщине и концентрации льда, солености, движении различных слоев 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz