Труды КНЦ вып.9 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ) вып. 9/2019(10)
значительных временных затрат, связанных с формированием территориальных координационных комиссий, ведением переговоров, как минимум, между диспетчерами трех профильных ведомств, согласованием сферы ответственности. В лучшем случае время от поступления сигнала о возникновении чрезвычайной или кризисной ситуации на акватории СМП, до принятия решения, в частности, для рассмотренного примера с аварийным разливом нефтепродуктов, занимает до 4 часов. По экспертным оценкам это время в значительной мере может быть уменьшено в режиме децентрализованного управления безопасностью СМП (рис. 3), который является естественным для функционирования данного объекта управления, поскольку единой системы организационного управления безопасностью СМП в настоящее время не существует (организационно разнородные ведомства не подчиняются друг другу, преследуют собственные цели и, как следствие, плохо координируются). Предварительные исследования показали, что при таком подходе обеспечивается сокращение времени на принятие решений по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, характерных для СМП, примерно на 30-40%. Эффект достигается за счет применения созданной рекуррентной модели координации локальных решений сетецентрического управления безопасностью СМП и агентных технологий в информационно-аналитических системах региональных ситуационных центров. Заключение В работе представлены результаты математического моделирования систем сетецентрического управления региональной безопасностью как многоуровневых распределенных систем. Системы этого класса характеризуются слабой формализованностью, многоаспектностью происходящих в них процессов и их взаимосвязанностью, динамичностью, организационной разнородностью и сложностью координации взаимодействия управляющих элементов и подсистем. Для решения задач координации децентрализованного принятия решений в сетецентрической системе управления региональной безопасностью создана многоуровневая рекуррентная иерархическая модель управления безопасностью региона. Модель построена на основе функционально-целевой технологии и математического аппарата теории иерархических многоуровневых систем. Модель является аналогом оператора структурно-функционального синтеза исполнительной среды информационно-аналитической поддержки управления. Рекуррентность заключается в применении модели к самой себе при декомпозиции целей управления и детализации соответствующих действий для их достижения (результат предыдущего выполнения процедуры декомпозиции является исходным для последующего). Рекуррентный процесс детализации исходной функции продолжается до достижения уровня «примитивов» — элементарных функций, неделимых с точки зрения субъекта управления. Координация реализуется путем контроля ограничений на управление. При таком способе координации должны выполняться принципы согласования взаимодействий и функций качества, а также постулат совместимости задач, решаемых элементами системы, по отношению к общей задаче системы. Отличительной особенностью предложенной модели является то, что в ней совмещаются координация путем развязывания взаимодействий и создание коалиций между агентами на разных уровнях управления. Самоорганизация 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz