Труды КНЦ вып.9 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ) вып. 9/2019(10)
для диагностики в движении роторных узлов вагонной тележки пригородного электропоезда. Все эти системы имеют ряд обобщенных функций: • определение общего статуса и диагноза состояния объекта; • определение дат наступления событий изменения состояния объекта по тренду или по приращениям диагностических параметров; • мониторинг и диагностика состояния объекта на протяжении всего срока его службы, полное использование ресурса, заложенного в оборудовании при одновременном сохранении его ремонтопригодности и безопасности работы. Основным недостатком вышеописанных систем является то, что они разработаны под конкретные производственные задачи и не учитывают особенности организационных структур. Применительно к решению задач оценки технического состояния технологического оборудования и прогнозирования его работоспособности при использовании централизованных систем ТО и Р может быть использована экспертная система и применены алгоритмы нечеткой логики. Выбор в качестве способа построения экспертной системы обработки информации с применением нечеткой логики в централизованных системах ТО и Р для диагностики, оценки и прогнозирования технического состояния оборудования обусловлен по следующим причинам: • нечеткая логика дает возможность достаточно просто заложить информацию об объекте в виде нечетких правил, которые более близки к естественному языку и понятны; • при привлечении экспертов (специалистов, связанных с эксплуатацией и ремонтом оборудования) увеличится и вероятность того, что диагностическая информация и прогноз состояния оборудования будут ближе к истине; • нечеткие модели оказываются более простыми для реализации по сравнению с классическими алгоритмами оценки и прогнозирования технического состояния сложных технических систем; • правила нечеткой логики могут быть использованы для построения структуры нейроноподобной сети; • результаты вывода нечеткой экспертной системы в задачах прогнозирования и диагностирования объекта могут быть использованы в качестве обеспечивающей системы ТО и Р для принятия решений, а также интегрированы в EAM/ERP системы и др. 5. Общая концепция разрабатываемой информационной системы На стадии эксплуатации жизненного цикла технологического оборудования преобладают стохастические процессы. Как показывает практика, усложнение систем автоматизации ограничено технически или нецелесообразно, а иногда приводит к увеличению затрат на ТО и Р. Концептуальная модель разрабатываемой информационной системы диагностики, оценки и прогнозирования технического состояния оборудования представлена на рисунке 3. 193
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz