Труды КНЦ вып.9 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ) вып. 9/2019(10)

отдавали созданию специализированных веб-ресурсов и сервисов. Примечателен пример профинансированной Европейской комиссией парламентской инициативы Africa4All, целью которой было вовлечение населения пяти стран Африки в обсуждение важных для континента ключевых проблем, таких как искоренение бедности, улучшение уровня здоровья наций, гендерное равноправие и т.д. Эксперимент был признан неудачным ввиду слабой активности участников: некоторые разделы сайта, специально созданного для обсуждения проблем, получили лишь по одному или нескольким комментариям в течение трех лет работы инициативы [11]. Данный пример наглядно демонстрирует одну из ключевых проблем электронного участия, особенно остро стоявших в 2 0 0 0 -х годах и названных в литературе «электронным разделением» [12]. Суть ее заключается в неравномерном распределении среди населения доступа к средствам ИКТ и выхода в Интернет на основании социо-экономических и географических факторов. С другой стороны, положительные примеры использования социальных медиа в странах с высоким уровнем проникновения ИКТ начали отмечаться уже на рубеже 2009-2010 годов. Например, использование Facebook, Twitter и YouTube помогли полиции Квинсленда (Австралия) быстро оповещать, собирать информацию и координировать свои действия с населением во время внезапных наводнений в 2010 году, вызванных серией тропических штормов [13]. Еще одним характерным примером можно назвать случай с эпидемией гриппа H1N1 в США, где медицинские службы использовали Twitter для распространения информации о болезни среди населения и взамен получали сообщения очевидцев, позволявшие точнее выявлять зону поражения и вовремя принимать меры [14]. Подобные случаи позволили однозначно признать социальные сети и микроблоггинг-платформы эффективными инструментами контроля и управления в экстренных ситуациях [15]. Еще одной сферой электронного участия, где на сегодняшний день социальные сети играют немаловажную роль, являются демократические выборы и политическое просвещение населения. Однако в данной статье мы не будем углубляться в особенности использования социальных медиа подобным образом и сосредоточимся на электронном участии, взаимодействующем со сформировавшимися органами власти. Э-правительство и социальные сети: особенности использования Одним из ключевых аспектов эффективной работы электронного правительства является доверие граждан к органам, осуществляющим управление, что, в свою очередь, требует прозрачности их структуры и действий для стороннего обывателя [16]. Для осуществления этой задачи практически все органы власти как на местном, так и на федеральном уровне в современных развитых государствах предпринимают усилия для полноценной презентации своих департаментов не только на специализированных государственных сайтах, но и в популярных мировых социальных медиа. Обусловлено это очевидными причинами - государственные сайты обладают гораздо более низким уровнем популярности по сравнению с социальными сетями, а также закрытой 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz