Труды КНЦ вып.9 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ) вып. 9/2019(10)
потенциальную роль онлайновых социальных сетей в государственном и муниципальном управлении. Отдельное внимание уделено особенностям и перспективам использования электронных технологий в управлении имеющих региональную специфику территорий, таких как Арктическая зона Российской Федерации. Становление принципов электронной демократии в мире Первые попытки использования информационных технологий в качестве инструмента принятия решений начались в обществе еще до появления сети Интернет. Еще в 70-х и 80-х годах прошлого века в США была проведена целая серия экспериментов «теледемократии», целью которых было объединение воедино ранних домашних компьютеров, телекоммуникаций и интерактивного кабельного ТВ. В 1972 году был проведен эксперимент MINERVA, предназначенный для того, чтобы «массы граждан могли вести дискуссии друг с другом, и который позволил бы им принимать групповые решения, не покидая своих домов и не собираясь в огромном зале». Система включала в себя телефонные конференции, радио, двухстороннее кабельное телевидение и спутники. В 1980-х годах прошел ряд экспериментов в Гонолулу, на Гавайях и в Южной Калифорнии, в ходе которых исследователи звонили случайным группам граждан по телефону, предлагали изучить брошюру, содержащую некую политическую информацию и несколько точек зрения на нее, а затем попросили проголосовать за наиболее понравившуюся. Лишь малая часть этих проектов получила поддержку и была интегрирована в конституционные механизмы государственного управления. Но они стимулировали творческое мышление среди политических теоретиков на тему предполагаемой взаимосвязи между интерактивными коммуникационными технологиями и новыми формами участия в демократическом управлении [3]. Первое официально признанное использование современных цифровых технологий для принятия решений на государственном уровне относится к декабрю 1999 года. Тогда парламент Шотландии впервые в мировой практике согласился рассмотреть электронную петицию от Всемирного фонда дикой природы, созданную путем электронного сбора имен и адресов в процессе обкатки системы е-Petitioner, разрабатывавшейся для нужд парламента. Система была создана в рамках договоренности между Интернациональным центром теледемократии на базе Эдинбургского университета и Комитетом по публичным петициям парламента. Соглашение позволило обеим сторонам начать оценку использования и гражданского воздействия электронных петиций в Шотландии. Эксперимент продлился с декабря 1999 года до 29 февраля 2000-го, собрав 305 действительных подписей и 9 действительных комментариев. После первоначального успеха системы, Комитет по публичным петициям предложил доработать ее и предоставить к ней доступ через официальный сайт парламента. В последующие годы опыт Шотландского парламента стали перенимать и другие управляющие органы. В 2004-2006 годах усовершенствованные версии е- Petitioner появились в нескольких городских и областных администрациях Великобритании, а в 2005-м году немецкий Бундестаг в сотрудничестве с 160
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz