Труды КНЦ вып.9 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ) вып. 9/2019(10)

позволяющим так или иначе осуществлять процесс не только хранения информации, но и свободного обмена ею между людьми, стало возможным говорить о появлении цифрового общества как отпечатка общества реального. Сегодня уже трудно вообразить человека, никак не представленного в онлайн- пространстве, и наоборот, с каждым днем становится все меньше людей, не использующих Интернет-ресурсы в качестве источника информации и социального взаимодействия. Кроме социального сектора, цифровизация общества активно повлияла и продолжает влиять на другие сферы человеческой жизнедеятельности: экономическую и политическую. Интернет-эра породила не только новые формы ведения бизнеса (онлайн- реклама, оплата товара через онлайн-сервисы), но и целые новые его направления, как, например, онлайн-магазины. В 1995 году Джефф Безос запустил Amazon.com, программист Пьер Омидьяр - AuctionWeb (eBay). Спустя 4 года в Китае была основана Alibaba Group. На мировых рынках появились новые лидеры с миллиардными капитализациями (Aliexpress, Amazon.com, eBay и другие), деятельность которых целиком основана на использовании информационно- коммуникационных технологий (ИКТ). На региональном и муниципальном уровнях широкое распространение получила интернет-коммерция на базе онлайновых социальных сетей, посредством создания специализированных групп-сообществ. На сегодняшний день электронная коммерция является неотъемлемой составляющей мировой экономики и представлена такими направлениями как электронная торговля (e-trade), электронные деньги (e-cash), электронный маркетинг (e-marketing), электронный банкинг (e-banking), электронные страховые услуги (е-insurance). Последней пришла в Интернет большая политика. Изначально государственный аппарат большинства стран мира и политические деятели не воспринимали онлайн-сервисы в качестве серьезного социологического фактора. Но по мере вовлечения в цифровое общество все большего числа людей, социальные сети также начали использоваться как политические арены - для диспутов и выдвижения политических кандидатур. Ярким примером, задавшим тон широкому политическому применению интернет-ресурсов, в том числе социальных медиа, стала президентская кампания Барака Обамы в 2008 году. Многие ее наблюдатели отметили, что именно онлайн-деятельность предвыборного штаба демократов (куда входил Крис Хьюз, один из сооснователей социальной сети Facebook), активно использовавшая Twitter, Facebook и YouTube, внесла большой вклад в победу Обамы на выборах [1]. Следующий американский президент Дональд Трамп с еще большей эффективностью использовал возможности социальных сетей в своей избирательной кампании 2016 года. Как заявляют эксперты, именно это позволило ему одержать победу, в которой многие сомневались [ 2 ]. Таким образом, за последние полтора десятилетия цифровое общество, представленное в онлайновых масс-медиа, постепенно превратилось из отпечатка реального общества в его полноценную компоненту, влияющую на реальность в той же мере, в какой реальные события влияют на онлайн. В данной статье предпринята попытка сопоставить мировой и российский опыт развития электронной демократии, а также оценить текущую и 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz