Труды КНЦ вып.9 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ) вып. 9/2019(10)

(логические формулы, продукционные правила и т.д.) используется для формализации различных аспектов неопределенности. Цель исследований, представленных в с, состоит в том, чтобы оценить применимость технологии программирования в ограничениях, которая является мощным инструментом решения сложных задач комбинаторного поиска и комбинаторной оптимизации, для задачи планирования закупок малым предприятием в условиях ограничений на финансы. Исходные данные для задачи берутся из результатов совмещенного ABC- XYZ- анализа. ABC- анализ - это инструмент, который позволяет определить рейтинг товаров по получаемой прибыли (как один из возможных критериев) [1, 2]. Он основан на правиле Парето: согласно которому 20% ассортиментных позиций обеспечивает 80% прибыли. Таким образом, весь ассортимент торгового предприятия в результате Л5С-анализа можно разделить на группы по степени важности: группа А - очень важные товары, которые приносят наибольшую прибыль; группа В - товары средней степени важности; группа С - наименее важные товары, это претенденты на исключение из ассортимента. XYZ- анализ - это инструмент, позволяющий разделить продукцию по степени стабильности продаж и уровню колебаний потребления [2]. Анализ заключается в расчете каждой товарной позиции колебания расхода (коэффициента вариации). Этот коэффициент показывает отклонение расхода от среднего значения и выражается в процентах. Результатом XYZ- анализа является группировка товаров по трем категориям, исходя из стабильности их поведения: • категориях, в которую попадают товары с колебанием продаж от 5 % до 15 % (условно), характеризующиеся стабильной величиной потребления и высокой степенью прогнозирования; • категория Г, товары с колебанием продаж от 15 % до 50 %. Это товары с сезонными колебаниями и средними возможностями их прогнозирования; • категория Z, товары с колебанием продаж от 50 % и выше. Это товары с нерегулярным потреблением и непредсказуемыми колебаниями. При совмещенном ABC-XYZ- анализе определяется девять групп товаров (АХ. ИХ. (X . ..., CZ), из которых наибольших интерес вызывают товары групп А Х и ИХ. как наиболее прибыльные и прогнозируемые. Исходными данными для задачи является прогнозируемое количество продаж продукции, получаемое из совмещенного ABC-XYZ- анализа и заданное границами колебаний продаж. Другой особенностью задачи является наличие гибких ограничений, позволяющих отразить разнообразные логические и аналитические условия на поставку, сроки и стоимость доставки, хранение и продажу товара. Программирование в ограничениях как основа эффективной совместной обработки количественных и качественных соотношений В качестве методологической основы исследований выбрана технология программирования в ограничениях. Для применения предлагаемой технологии необходимо, чтобы прикладная задача была сформулирована в виде задачи удовлетворения ограничений. Согласно [3-5] задача удовлетворения ограничений (CSP — Constraint Satisfaction Problem) состоит из трех компонент: < X, D, С >. X — множество 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz