Труды КНЦ вып.9 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ) вып. 9/2019(10)

управленческих решений на всех уровнях управления развитием региона. При этом задача координации процессов принятия решений в сфере региональной безопасности осложняется не только децентрализованным характером организационного управления безопасностью, но и тем, что аспектов региональной безопасности, собственно как и субъектов ее обеспечения, много, и они очень разноплановые. В условиях динамичности и распределенности элементов социально- экономической среды региона задача координации заключается в достижении согласованности в работе всех звеньев системы управления региональной безопасностью путем установления рациональных связей между ними, что обеспечивает получение оптимального решения общей задачи системы при оптимизации подзадач, решаемых подсистемами. Если в многоуровневой системе обеспечения региональной безопасности не поддерживается требуемый (допустимый для каждой конкретной ситуации) уровень согласованности (координируемости) управлений, то выявляются недостатки этой системы и формируется перечень рекомендаций по их устранению. Реализация этих рекомендаций сопровождается реконфигурацией системы и ее адаптацией под текущую обстановку в регионе. Задача координации децентрализованного принятия решений по управлению социально-экономическими системами широко рассматривалась в самых разных аспектах, как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях. Однако, отметим, что для области региональной безопасности это относительно новая задача, общая идея решения которой предлагалась авторами ранее в монографии [1]. Несогласованность в распределенной системе организационного управления региональной безопасностью снижает оперативность и качество принимаемых управленческих решений. Централизованное управление безопасностью региона в нынешних условиях является малоэффективным и не обеспечивает нужного эффекта. Выходом из этой проблемной ситуации является переход на модель сетецентрического управления региональной безопасностью. Такой подход наиболее адекватно отражает реальную природу управления социально-экономическими системами и учитывает децентрализованный характер процессов обеспечения региональной безопасности, как по функциональной структуре, так и по составу участников. Сетецентрическое управление региональной безопасностью заключается в реализации сетевой структуры организационного управления с выделенными управляющими центрами, взаимодействие между которыми осуществляется на базе их интеграции в единое региональное информационное пространство. Для регионов России это предполагает отказ от закрытых иерархических структур управления безопасностью с жесткими организационными связями и централизованным управлением и переход к открытым сетевым виртуальным организационным структурам с гибкими связями и децентрализованным управлением. Показатели региональной безопасности различны по природе и содержанию и, как правило, оптимизируются различными элементами многоуровневой системы управления региональной безопасностью. При этом эти показатели являются параметрами локальных целевых функций субъектов управления безопасностью и определяют их предпочтения и сферы интересов. В условиях децентрализованного управления безопасностью региона, многокритериальности решаемых задач и различий в целеполагании разнородных 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz