Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)

Развитие научной деятельности привело к выделению науки в отдельную профессиональную сферу. По мере развития наука расширяла круг своих исследований, распространяя их не только на область природных и технических явлений, но и социально-экономических и духовных процессов. Сформировалась отрасль науки, получившая название «социология науки» и изучающая сферу человеческой творческой деятельности, назначение которой выработка, накопление и теоретическая систематизация научного знания, а также его использование в практической жизни. В социологии науки выделяется ряд функций науки как социального института: 1) формирование общественного мировоззрения, картины мира; 2) наука как производственная сила, создающая новые технологии; 3) расширение применения научной методологии — использование её для анализа общества и социальных отношений. В данной статье рассматривается первая функция, с которой тесно связана культурно-образовательная функция и её претворение в жизнь через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность учёных. Просветительская и популяризаторская деятельность Просветительская деятельность, которая имеет давнюю историю, на сегодняшний день имеет довольно широкое толкование различных аспектов этого явления. Существует несколько терминов для определения и понимания просветительской деятельности. По определению Модельного закона о просветительской деятельности [Модельный закон, 2016, ЭР]: просветительская деятельность — разновидность неформального образования; деятельность, направленная на распространение достижений науки и культуры, иных социально значимых сведений среди представителей разных слоёв населения с использованием различных средств и методов, адекватных возрастным особенностям и уровню образования аудитории, осуществляемая в интересах человека, семьи, общества и государства; просветительское мероприятие — событие в жизни представителей населения, связанное с реализацией организованных действий, направленных на распространение достижений науки и культуры, иных социально значимых сведений с учётом возрастных и образовательных особенностей, возможностей и способностей его участников, создание условий для социализации личности, мотивации её на развитие активной позиции в просветительской деятельности; просветительское сообщество — особый тип добровольного объединения людей, мотивированных на участие в нём потребностью саморазвития и стремлением способствовать развитию гражданского общества. К просветительской деятельности относится и понятие «популяризация науки» — распространение какого-либо знания среди представителей разных слоёв населения, основанное на принципе общедоступности изложения информации. Примерно до 1970-х гг. просветительская деятельность советскими учёными трактовалась как пропаганда и имела характер пропаганды политических и научных знаний, а сами лекторы назывались пропагандистами и агитаторами.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz