Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)
DOI: 10.25702/KSC.2307-5252.2019.7.7-21 УДК001.92 (470.21) А. Г. Саморукова, В. П. Петров НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ НАУКИ: НА ПРИМЕРЕ КОЛЬСКОГО ФИЛИАЛА АН СССР В 1947-1991 ГОДАХ Аннотация Статья посвящена научно-просветительской деятельности учёных Кольского филиала АН СССР в 1947-1991 годах в рамках Всесоюзного общества «Знание». Первичная организация Общества ещё до её создания имела определённый опыт и навыки пропагандистской работы. Несмотря на то, что деятельность лекторской группы КФАН осуществлялась в соответствии с уставом общества «Знания», она имела особенность, а именно приоритетным направлением являлось научное просвещение и пропаганда научных знаний. На основе архивных документов и материалов периодической печати проанализирована практическая деятельность учёных-лекторов КФАН, которая способствовала как повышению общей культуры и образованности населения, так и профессиональному росту специалистов. Основной формой пропаганды знаний были публичные лекции и лекции для организаций по их запросам. Формы, методы и тематика лекций менялись в соответствии с внешними факторами — процессами, происходящими в стране, и внутренними — развитием академического учреждения. Привлекательными являлись и нелекционные формы популяризации: тематические вечера, конференции, беседы, вечера вопросов и ответов, устные журналы, творческие отчёты учёных в производственных коллективах. Разнообразные формы лекционной деятельности играли исключительно важную роль в научном просвещении населения. Ключевые слова-. общество «Знание», просветительская организация, научно-просветительская деятельность, пропаганда, популяризация, публичные лекции. Antonina G. Samorukova, Valentin. P. Petrov SCIENTIFIC EDUCATIONAL ACTIVITY AS SOCIAL FUNCTION OF SCIENCE: KOLA BRANCH OF THE USSR ACADEMY OF SCIENCES (KFAN) IN 1947-1991 Abstract The article is devoted to scientific educational activity of the scientists from the Kola Branch of the USSR Academy of Sciences (KFAN) during the period of 1944-1991 that was performed within the All Union Society "Knowledge” and was aimed at dissemination of political and scientific knowledge. This Society had particular experience and skills advocacy of knowledge even before it was established. Though the activity of the group of lectures was conducted according to the Society's Charter, there was a specific peculiarity, i.e. scientific education and advocacy scientific knowledge was is primary goal. Practical activities of scientific lectures from KFAN has been analyzed on the basis of archive documents and periodicals and it has been shown that such activities promoted not only general culture, but professional growth as well. Public lectures and lectures on request used to be the main of lecturing. The structure, techniques and topics of the lectures changed depending on the external and internal factors, such as the processes in the country and in the scientific organization. Non-lecture forms of presentation of science, such as theme nights, conferences, talks, question-answer meetings, live journals, research reports to production teams, were also very popular. Various forms of lecture presentations were great importance in scientific education of the population. Keywords : society ”Knowledge”, educational organization, scientific educational activities, propaganda, advocacy, public lectures. 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz