Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)
Особенность сделки лопарей (саамов) с посредниками в XIX в. заключалась в том, что она не могла не состояться, поскольку на этом рынке фактически не было конкуренции: «...часть лопарей, как только вышла из-под кабалы Печенгского монастыря, который захватил в свое ведение многие местности Лапландии — они очень скоро очутились в такой же кабале, только не у одного лица, как прежде, а у многих, большинство лопарей перешло только из рук в руки от монастыря к кольским жителям, которые, так сказать, разделили лопарские погосты между собой для продолжения той эксплуатации, которую в продолжение веков совершал Печенгский монастырь. Другая же часть лопарей в этой кабале находилась еще раньше» [Харузин, 1890: 124-125]. Все погосты были поделены между богатыми «хозяевами» на сферы влияния. При переходе дела другому лицу, по наследству например, новому «хозяину» переходил и «ареал» торгового влияния и кабалы. Кабала также «наследовалась» лопарями (саамами). «Коляне» или «хозяева» всегда оставались в выигрыше. Они были изначально ориентированы на получение прибыли и закрепление долговой нагрузки лопарей (саамов) любым способом. «Это делается следующим образом: забрав товары, лопарь уезжает на лов рыбы, он знает, на какую сумму он набрал, сколько пудов рыбы нужно ему привезти “хозяину”, чтобы уплатить долг. Кольский “хозяин” в свою очередь записывает долг лопаря в свои книги. <... >Наловив рыбы, он снова приезжает в Колу, где и производится обыкновенно расчет. Все лопари, <... >, уже сильно выпивши: добродушный “хозяин ”поставил им водки и вот постепенно, по мере действия винных паров на слабые лопарские головы, лопарь становится все менее и менее подозрителен, все более и более уступает “хозяину ”. Когда лопари уже выпили, начинается счетрыбы: «хозяин» отмечает у себя в книге, сколько пудов принято, лопарь у себя на бирки. Конечно, пуда два, три, а то и побольше уменьшат «хозяева», говорили мне, или под разными предлогами заставать лопаря согласиться считать пуд за полпуда, а то и за четверть пуда. <... > Наконец, после, долгих споров, уговоров и угощений со стороны «хозяина», расчет кончен, <... > лопарь заплатил весь свой долг и что рыба у него есть еще лишняя. Лопарю, конечно, всегда необходимы и соль, и мука, и сахар, и чай (последнее, впрочем, если он из состоятельных). На оставшуюся рыбу он решается забрать у того же «хозяина» необходимые ему предметы. Но он уже сильно выпивши и, забирая у «хозяина», не обращает внимания на то, что тот ставит ему двойные и тройные цены в счет. <... > Лопарь подумает, подумает иуступит, а если заупрямится, то «хозяин» на время прекращает торг, угощает лопаря водкой и все-таки так или иначе, просьбой и убеждением навяжет лопарю покупаемый им предмет за цену, за какую он пожелает. Сдав как ни как свою рыбу, лопарь собирается уезжать на новое промысловое место, но как отпустить «хозяину» свою добычу. Ведь если лопарь уедет без долгу, то он может перейти к другому хозяину, может, наконец, найти способ сам продать рыбу и без посредства колян — в таком случае «хозяин» остался бы без денег» [Харузин, 1890: 126-127]. Торговцы и скупщики эксплуатировали знания о социально- экономических практиках и специфическом менталитете лопарей (саамов). 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz