Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)
• этнические мигранты — финны, норвежцы, коми-ижемцы (пришли на Кольский п-ов после 1880-х гг.). 2. Колонисты-промышленники — русские и иностранные переселенцы, получавшие доход от возможных на данной территории (Мурманский берег) промыслов, торговли без получения установленных свидетельств в течение 6 лет и имевшие такие права в отношении торговли с Норвегией же, как жители поморских районов Архангельской губернии. Так же им предоставлялась привилегия беспошлинного привоза для собственного употребления и для продажи в колониях «мануфактурных и других товаров». Представители каждой группы обладали разными специфическими предпринимательскими способностями, позволявшими определять и использовать лучшие комбинации имевшихся ресурсов для производства и продажи товаров. Так, колонисты отличались хозяйственностью и торговой смекалкой. Для поморов была характерна высокая степень товарности хозяйства. Ижемцы противились ассимиляции и существовали внутри своей экономической модели, характеризовавшейся первостепенной ролью коммерческого оленеводства, которое допускало и оседлый тип поселений. Имели молочный скот, огороды [Чарнолуский, 1930: 41]. Лопари (саамы) — коренное население, не занимавшееся животноводством и растениеводством, — классически вписывались в образ «человека неэкономического»: им была не характерна материальная заинтересованность и перед ними не стояла проблема максимизации благ. А решение хозяйственных задач было направлено на обеспечение собственного существования на основе местной природно-ресурсной базы. Лопари (саамы) исследуемого периода, проживавшие на территории Кольского п-ова, вполне соответствуют экономическому образу традиционных «охотников-собирателей», описанному американским антропологом Маршалом Салинзом, считавшим, что человек в традиционном обществе «относительно свободен от материального прессинга» [Салинз, 1999: 30]. Хотя в этнографической литературе XIX в. встречаются крайне противоположные мнения по поводу способности лопарей (саамов) к предпринимательской деятельности, появившиеся в колониальном и политическом контексте национальных особенностей мировоззренческих позиций авторов. Так, например, в 1841 г. финны М. Кастрен и Э. Лённрот осуществили путешествие в Русскую Лапландию с исследовательскими целями в области этнографии и лингвистики [Этнографические замечания, 1858: 263]. Лопарей (саамов), живших в Русской Лапландии, М. Кастрен в своих записках из этой экспедиции назвал русскими Лопарями и своеобразно охарактеризовал. Он пишет, что «русские Лопари отвыкли от оленей и почти исключительно предались рыбному промыслу» [Этнографические замечания..., 1858: 273-274], ассимилировались среди русских, утратив национальные черты, но приобрели «торговый дух»: «... [русские Лопари] также занимаются и торговлей; оттого в каждой избе на стене, рядом с иконой, висит и безмен. Вообще они одарены сметливостью, но еще слишком бедны, чтобы пускаться на большие предприятия, ездить по городам и посещать ярмарки. Но уже в Энарском приходе попадаются там и сям Лопари, прибывшие за каким-нибудь торговым делом из той или другой лопарской деревни. Предугадывая будущее, смело можно 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz