Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)

«Письмо учёному соседу» [70-74]. Полководец науки [74-76]. Депутат Хибин [76-80]. Разведка доложила точно [80-83]. Линденер Борис Александрович [83-86]. Восстановим доброе имя [86]. Командировка на апатитовые разработки [86-88]. В застенках ОПТУ [88-90]. Сведениями о Б. А. Линденере и С. И. Златогорове автор заканчивает этот раздел. С одной стороны, он отступает от принципа размещения в книге сведений об исследователях, оставивших «имя» в истории геологического изучения Хибин. А с другой стороны, упоминая о них, автор включает в книгу биографии репрессированных ученых, которые работали в Хибиногорске. Он пишет: «Справедливость требует от нас, ныне живущих, помнить имена не только героев, совершивших трудовой подвиг в Хибинах, но и тех безвестных мучеников, кто за выполнение своего гражданского долга заплатил своей жизнью» [Каменев (рукопись): 89]. Послесловие Послесловие, по логике автора «Имен на карте», должно было быть посвящено «будущему» А. Е. Ферсмана, то есть послевоенному периоду геологических исследований Хибин. Но Е. А. Каменев не написал об этом периоде. Он использовал рамочную композицию и вернул читателя к книге «Наш апатит», остановившись на том, что книгу эту собирали «близкие ученики» А. Е. Ферсмана. Ученики Ферсмана, «ферсманоиды», к которым Е. А. Каменев относил и себя, — это современные геологи, вдохновленные некогда идеями академика, в том числе и прочтением его историко-краеведческих и научно- популярных произведений «Три года за полярным кругом...» (1924), «Занимательная минералогия» (1928) «Воспоминания о камне» (1945), «Занимательная геохимия» (1948), «История одной тропы» (1959) и других [Ферсман, 1924, 1928, 1945, 1948, 1959]. Именно они являются представителями «будущего», которые сохранили традиции академика и стали «первооткрывателями» новых месторождений, новых минералов Хибин. Вероятно, автор не считал, что он может писать о «будущем», так как «будущее» — это он сам и его современники. Евгений Арсениевич переосмыслил запланированную в предисловии концепцию: «Будущее Хибин, заложенное А. Н. Лабунцовым, А. Е. Ферсманом, В. И. Кондриковым, М. П. Фивегом, И. Г. Эйхфельдом, многими другими героями, трудовая биография которых начинается словом «первый»: первопроходец, первооткрыватель, первостроитель — это будущее доверено пронести нам. Будущее, о котором задумывались наши предшественники, для нас стало настоящим» [Каменев (рукопись): 90]. Пишущий исследователь, творческий геолог, геолог-краевед — это состоявшийся «ученик» А. Е. Ферсмана. «В социальном пространстве, которое занято историческими разысканиями, разнообразны статусы исследователей, определяющие их идентификацию: «краевед», «регионовед», «академический ученый», «историк-любитель» и т. д. Эти позиции могут совмещаться 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz