Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)

исследователей-первооткрывателей апатитовых месторождений, которым является и сам А. Е. Ферсман. «Настоящее» отделено от «прошлого» новой событийностью, которая датируется первой поездкой А. Е. Ферсмана на Кольский п-ов весной 1920 г., началом экспедиционной деятельности в Хибинах, собственно, созданием нового горного центра. Вся эта деятельность объединена тематикой дороги, которая к 1930-м гг. разветвляется: строится дорога- ответвление к апатитовым разработкам, появляется железная дорога к новому городу и руднику. Социалистическое строительство для А. Е. Ферсмана, принимавшего участие и наблюдавшего за процессом строительства — реальность, а дороги, в том числе и горные маршруты, — это пройденные этапы. Заканчивается «Наш апатит» размышлениями о промышленных перспективах Кольского п-ова. Развивая мысль о химизации народного хозяйства, одну из задач которой Александр Евгеньевич видел в полном использовании отходов обработки апатитовой руды, он описывает идеальный тип комплексного использования добываемого сырья: «Несомненно, что в будущем алюминиевые, химические, стекольные и керамические заводы и черная металлургия Кольского Заполярья сумеют без остатка использовать нефелиновые отходы и создать новую отрасль химии — химию нефелинового сырья» [Ферсман, 1968: 133]. Книга «Наш апатит», в которой собраны фрагменты истории Кольского п-ова с XI по XX вв., объединена одной темой — историей пути, пути народов, исследователей, пути открытий, развития и перспектив. Заключение А. Е. Ферсмана с описанием вариантов городского, промышленного, сельскохозяйственного развития региона Е. А. Каменев оценил как новую задачу для учеников и последователей академика А. Е. Ферсмана. Обращаясь к «будущему», которое прогнозировал академик, Е. А. Каменев отмечает, что многие предложения А. Е. Ферсмана не реализованы новыми поколениями: «По оценкам специалистов, на долю с пользой потребляемых полезных компонентов приходится только половина ценности добываемой руды. Остальная часть — сырье для получения алюминия, цемента, соды, поташа, титана, редких металлов — теряется в отходах обогатительных фабрик и химических заводов. К трудно оцениваемому ущербу от захламления природы, от недополученной продукции следует присовокупить прямые затраты на захоронение отбросов неразумного хозяйствования» [Каменев (рукопись): 6]. Промышленное будущее Кольского п-ова, которое описал А. Е. Ферсман, во многом не реализовалось. Возмущение тем, что проблема комплексного использования руд, о которой А. Е. Ферсман писал еще в 1920-е гг. [Ферсман, 1929], так и не разрешена, отражено в четко сформулированной профессиональной позиции автора «Имен на карте», кандидата геолого­ минералогических наук, геолога-разведчика Е. А. Каменева. Он критичен по отношению современным геологам: «Будущее, о котором мечтал Ферсман, для нас стало прошлым, и строили его мы сами (хотели, как лучше, а получилось, как всегда)». И далее: «Не таким видел будущее академик А. Е. Ферсман. Он считал нас умнее» [Каменев (рукопись): 5-6]. С одной стороны, время, о котором размышлял Ферсман, наступило. Часть намеченного реализована — открыты новые месторождения, добыто более 1,5 млрд т апатитовой руды — при том, что «Ферсман считал возможным пределом добычи апатитовой руды в пять миллионов тонн в год» [Каменев (рукопись): 5]. С другой стороны, «будущее» из мечты Ферсмана в 2000-е гг. 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz