Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)
с цитаты: «Я усиленно работаю над составлением большой книги о прошлом, настоящем и будущем Хибин. Подвожу итоги всем нашим работам — писал А. Е. Ферсман из Ессентуков осенью 1939 года академику В. И. Вернадскому»6. Е. А. Каменев приводит заключительный отрывок из письма, в котором А. Е. Ферсман делится идеей написания книги о результатах работы в Хибинах [Переписка..., 1965: 451]. Эта книга так и не будет закончена академиком. Основываясь на размышлениях А. Е. Ферсмана, Е. А. Каменев выстраивает определённую повествовательную структуру. Главная идея описана во вступительной части книги «Имена на карте» (этот фрагмент, который можно считать предисловием от автора, не озаглавлен) и опирается она на логику, которая, по мнению Е. А. Каменева, присутствует в работе А. Е. Ферсмана «Наш Апатит» [Ферсман, 1968]. Именно эта книга, как считает Евгений Арсениевич, и является результатом ферсмановской задумки «большой книги» о Хибинах, которая была составлена из очерков А. Е. Ферсмана и напечатана спустя более чем двадцать лет после его смерти. Эту «небольшую книжку» академик С. И. Вольфкович называет «плодом его (Ферсмана — О. 3 .) пропаганды хибинских апатитов» и отмечает: «В публикуемых очерках, по времени относящихся к периоду до 1941 года, рассыпан целый ряд идей и прогнозов А. Е. Ферсмана» [Ферсман, 1968: 8]. Е. А. Каменев увидел в книге А. Е. Ферсмана «Наш апатит» историю, состоящую из трех частей: «В ней поэтизировано Прошлое, восходящее к народному эпосу “Калевала” с ее главными героями Трудом и Борьбой. Настоящее овеяно романтикой научных поисков и открытий. Заглядывая в Будущее, в беспокойном воображении Ферсману рисовались контуры светлого “Города Солнца”, населенного счастливыми людьми-тружениками» [Каменев (рукопись): 5]. При этом книга «Наш апатит» не имеет структурных элементов, в заглавии которых присутствуют «прошлое», «настоящее», «будущее». Оставаясь в этих «временных координатах», Е. А. Каменев размышляет о линиях времени в книге А. Е. Ферсмана, вписывает их в структуру книги «Имена на карте». А. Е. Ферсман задумал книгу об истории пути, или, как он пишет, тропы, «по которой сотнями лет перемещались народы, по которой сотнями лет гнали почтовую ямщину и которую за 20 лет человеческая мысль и техника превратили в могучую электромагистраль, в великую связующую ось между сердцем нашей страны — Москвой и заполярным форпостом социалистической стройки — Мурманском» [Ферсман, 1968: 12]. Вообще тема пути и дороги в работах академика об открытии апатита и изучения Хибин имела существенное значение [Змеева, 2018: 92-94]. История «полярной тропы» у А. Е. Ферсмана начинается с первых упоминаний о «Лопской земле» в эпосе «Калевала» и небольшого очерка об истории освоения Кольского п-ова, в котором автор размышляет о дороге на север. Он уделяет внимание роли почтового тракта в заселении полуострова переселенцами «с юга», о значимости временной железной дороги «Мурманки» для исследователей, «завоевывавших» север, а также железной дороги «нового типа» в 1920-1930-е гг. Эти фрагменты книги «Наш апатит», по определению Е. А. Каменева, относятся к «Прошлому» академика А. Е. Ферсмана. Затем книга содержит очерки «увлекательного настоящего», то есть описание пути 6Здесь и далее сохранена орфография, пунктуация автора книги «Имена на карте» [Каменев (рукопись)]. 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz