Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)

в одной комнатке, новых бараков не было, а предназначавшийся для служащих вновь построенный барак внезапно сгорел от неизвестных причин» [Очерки..., 1917: 5 ноября]. Год спустя ревизионная комиссия по-прежнему отмечала, что жилищный вопрос оставался на железной дороге одним из самых больных и острых и «при создавшихся условиях разрешить его «вполне удовлетворительно» не представляется возможным, поскольку «с самого начала работ на дороге этому первостепенной важности вопросу не придавалось должного внимания». По всей дороге, а особенно на средней и северной ее части, высокопоставленные чиновники из Петрограда обнаружили недостаток в жилых домах и бараках. Здесь рабочие и служащие размещались во временных домах, «положение лиц, получивших помещение в этого рода постройках, весьма сносно по сравнению с другими», несмотря на скученность, «в маленькой комнате в 3,5 аршина шириной помещается по 6-9 чел.» [НА РК. Ф. 320. Оп. 3. Д. 139/1078. Л. 16]. Большая же часть рабочих размещалась в бараках, перенаселенных сверх нормы и преимущественно легкого типа, «в некоторых из них (высоких) устроены по два ряда нар». На многих станциях за недостатком бараков помещения были устроены в вагонах-теплушках, здесь спали прямо на полу, «а на северных участках, где уже к концу лета обычно по вечерам замечается резкое понижение температуры, разбиты обыкновенные палатки, и в них живут как служащие, так и рабочие, некоторые с семьями». Такая теснота и недостаток помещений, по свидетельству комиссии, особенно на северном участке, «в связи с тяжелыми климатическими условиями, ведет к массовому уходу рабочих, в лучшем случае на другие участки, а часто обратно к себе на родину, чем расстраиваются планы технического персонала по выполнению работ» [НА РК. Ф. 320. Оп. 3. Д. 139/1078. Л. 17]. Заключение Завершая обзор источников, позволяющих судить о повседневной жизни рабочих и служащих Мурманской железной дороги в чрезвычайных обстоятельствах революционных месяцев 1917 г., необходимо упомянуть протоколы комитета 9-го участка постройки дороги и общих собраний, проходивших на ст. Ягельный Бор [НА РК. Ф. 320. Оп. 7. Д. 1/4]. В них отразилось, в частности, стремление недавних выходцев из центральной России действовать прежде всего в своих крестьянских интересах в ущерб государственной идентичности и общегражданскому приоритету возведения стратегической коммуникации. Так, в начале июля 1917 г. исполнительный комитет первой дистанции 9-го участка рассматривал многочисленные заявления рабочих о получении расчета. В письмах из родных мест им сообщалось об отказах сельских обществ наделять землей лиц, работающих на оборону. Комитет вынужден был просить Центральный исполнительный комитет союза железнодорожников и начальника участка Д. Д. Кожевникова дать разъяснения по этому вопросу и «оповестить население через газету» о сохранении за работающими на оборону права на участие в переделе земли [НА РК. Ф. 320. Оп. 7. Д. 1/4. Л. 65]. В публикациях железнодорожников в газете «Мурманский путь», которая издавалась в Петрозаводске до марта 1918 г. и вместе с Союзом служащих и рабочих Мурманской магистрали не поддержала захват власти большевиками 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz