Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)
Рис. 4. Строители Мурманской железной дороги — австро-венгерские военнопленные у жилого барака. Фото С. М. Прокудина-Горского [Баданов, Кораблев, Жуков, 2005: 168] Учитывая особые условия труда на МЖД и вызванный этим рост заболеваний среди рабочих и служащих, сенаторская ревизия отметила необходимость улучшения медико-санитарной части и рекомендовала «поставить лиц медицинского персонала в такие условия, чтобы они могли оказывать действительную помощь населению». В частности, предлагалось оборудовать больницы «соответственно требованиям медицины», приспособив для этого подходящие здания и снабдив их всем необходимым в достаточном количестве» [НА РК. Ф. 320. Оп. 3. Д. 139/1078. Л. 26-30]. Примечательно, что автор путевых заметок «От Кеми до Мурманска», подробно описавший не только станции и разъезды, но и близлежащие села вдоль линии магистрали, лишь однажды упомянул железнодорожную больницу, работавшую на ст. Полярный круг [Построечник..., 1917: 30 октября]. Как и «продовольственному вопросу», сенаторская ревизионная комиссия придавала первостепенное значение вопросу «жилищному»: «недостаток в жилых домах и бараках, особенно резко чувствуется на средней и северной линии дороги», — отмечено в отчете [НА РК. Ф. 320. Оп. 3. Д. 139/1078. Л. 15]. Описывая повседневную жизнь служащих в начале осени 1916 г., автор «Очерков Мурманского быта» вспоминает, что в то время «прокладки пути еще не было, и лишь в некоторых лесных просеках беспорядочно лежали, полупокрытые водой, тяжеловесные шпалы». На ст. Энгозеро «уныло и однообразно текли смутной вереницей построечные дни. Квартир, разумеется, не было, жили по 3-4 человек 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz