Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)
По строительно-технической части проверки было сделано следующее заключение: «С переходом дороги в эксплуатацию с 1 ноября с. г. во избежание двойственности в заведовании дорогой и распоряжений по постройке целесообразно сосредоточить всю власть в Управлении, которому следует поручить и достройку линии». Подчеркивалась необходимость размещения на линии дисциплинированных команд как для обеспечения порядка на железной дороге и в портах, так и для охраны дорожных сооружений, особенно мостов, и грузов [НА РК. Ф. 320. Оп. 3. Д. 139/1078. Л. 7-8]. Интересно сопоставить выявленные комиссией недостатки в организации построечных работ и эксплуатации магистрали с тем, какое освещение осенью 1917 г. получили эти же проблемы на страницах газеты «Мурманский путь». При таком сопоставлении становится очевидным, что в этом отношении больших перемен между «прежним» и «нынешним» временем не наблюдалось. Особое внимание ревизионная комиссия уделила исключительно важному продовольственному вопросу. Отсутствие «местных продуктов» на безлюдной ненаселенной территории, по которой проходила вся линия дороги, и «полная невозможность» помимо дорожных складов «достать какое-либо пропитание, климатические особенности и природные особенности края (полярная ночь, заболевание цингой, отсутствие признаков культурной жизни и т. п.)», — отметили члены комиссии, — ставит служащих и рабочих в тяжелые условия жизни и требует «обратить особое внимание на достаточное и своевременное обеспечение продовольствием и на правильное его распределение» [НА РК. Ф. 320. Оп. 3. Д. 139/1078. Л. 8]. Сравнив обстановку на линии и бедственное положение с продовольствием в предреволюционные годы с ситуацией конца 1917-го, автор заметки «Доля построечника» писал, что «тогда» «от низких жилищ холодом и могилой веяло. Шепоты, говоры: мяса нет — раз, сала нет — два, хлеба нет — три и т. д.», «взять негде, сами знаете, время военное, а вот проложим дорогу, и продуктов побольше будет». «Теперь» же дорога построена, «подвоз свободный», а отсутствие продуктов на линии по-прежнему «явление обыкновенное» [Доля..., 1917]. «Построечник», проехавший «туристом» от Кеми до Мурманска, на страницах газеты «Мурманский путь» описывает курьезное происшествие с американскими монтерами, работавшими на десяти участках стройки в качестве инструкторов по обслуживанию двух десятков экскаваторов, доставленных из Америки. По его словам, договор с американцами, получавшими жалование в 200 долларов, что в 1917 г. соответствовало 1200 руб., «был заключен еще задолго до войны, признаков которой не чувствовалось совершенно в политической атмосфере». Согласно контракту, иностранцы должны были находиться «на полном иждивении дороги и получать продукты натурой». Автору публикации пришлось переводить с английского «этот подлый договор, заключенный американской экскаваторной фирмой “Marion”», который в составе предоставляемых продуктов предусматривал «шоколад, варенье-желе, консервированные фрукты, сигары, табак, овощи, яйца и прочие деликатесы». В то же время строители дороги вынуждены были довольствоваться «знаменитой продовольственной нормой», «и то на самые необходимые продукты, яиц, свежего масла, не говоря уже о консервах и варенье в помине нет» [Построечник..., 1917: 29 октября]. 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz