Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)
бюрократическими согласованиями. Устав общества Олонецкой железной дороги, в принципе, допускал возможность досрочного выкупа линии Званка — Петрозаводск. Вопрос о таком выкупе был официально поставлен 27 августа 1916 г. начальником штаба Верховного главнокомандующего генералом М. В. Алексеевым в письме, направленном председателю Совета министров Б. В. Штюрмеру. В сентябре того же года это предложение рассматривалось на Особом совещании по объединению всех мероприятий для снабжения армии и флота и организации тыла, которое подготовило развернутое обоснование для досрочного выкупа дороги [Голубев, 2011: 138]. Однако практическим решением проблемы пришлось заниматься уже не царскому, а Временному правительству. После серии предварительных согласований с представителями акционерного общества Олонецкой железной дороги 28 марта 1917 г. Временное правительство издало постановление о выкупе этой дороги в государственную собственность и о присоединении ее к линии Петрозаводск — Мурманск [НА РК. Ф. 772. Оп. 2. Д. 9. Л. 31; Д. 18. Л. 1-5; Д. 19. Л. 31-60; Постановление..., 1917: 78]. В июле 1917 г. сенаторская ревизионная комиссия из одиннадцати человек — представителей МПС, Военного министерства, Союза инженеров, Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, высших органов государственного управления — провела осмотр всей железнодорожной линии от Петрозаводска до Мурмана, оценила результаты строительства и выявила проблемы, связанные с эксплуатацией магистрали. Помимо изучения строительно-технического аспекта комиссия уделила особое внимание продовольственному, жилищному, рабочему вопросам и медико-санитарному состоянию строительства. Начав работу 7 июля 1917 г. и ознакомившись с делами и документами в Управлении Мурманстройки, а также учитывая непродолжительность остававшегося строительного сезона, через неделю — 14 июля ревизионная комиссия выехала из Петрозаводска. Результаты ее деятельности нашли отражение в тридцатистраничном отчете на имя министра путей сообщения Временного правительства, подписанном сенатором И. М. Давыдовым и заверенном членом ревизионной комиссии, товарищем прокурора Рижского окружного суда Н. С. Ивановым [НА РК. Ф. 320. Оп. 3. Д. 139/1078]. Летом 1917 г. в средней и северной части Мурманской магистрали было приостановлено товарное и пассажирское движение с тем, чтобы к началу зимней кампании продолжавшейся Первой мировой войны дать возможность Управлению дороги привести ее в такое состояние, которое позволило бы не позже 1 ноября возобновить регулярное движение. Этот срок определялся временем закрытия навигации в Архангельском порту, после чего требовалось обеспечить достаточную пропускную способность для безостановочной перевозки грузов из Мурманского порта. На больших станциях ревизионная комиссия прибегала к авторитету унтер-офицера В. П. Раменского и вольноопределяющегося Г. Е. Липшица — представителей Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, устанавливавших контакт с местными общественными организациями. Весной — летом 1917 г. такие общественные организации возникали вдоль трассы магистрали и объединяли, как и по всей стране, строителей и железнодорожников. Разъясняя их представителям цель образованной Временным правительством комиссии, посланцы из Петрограда 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz