Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)

Калужской, Нижегородской, Пензенской, Самарской, Симбирской и Смоленской губерниях. Средний срок найма составлял 6,5 месяцев. Администрации, согласно типовым договорам, предоставлялось право в одностороннем порядке продлить срок найма на один месяц. Первоначально отсчет рабочего времени велся со времени прибытия на место работ. Однако затем из-за трудностей долгого пути, в среднем занимавшего 15-17 дней, и нередких задержек отсчет стали вести с момента прибытия нанявшегося лица на пристань или посадки в вагон. Нанимающиеся должны были на местах постоянного жительства проходить медицинское освидетельствование, но эта процедура нередко проводилась формально либо вовсе обходилась агентами, по- видимому, не без подкупа должностных лиц. При обследовании вновь прибывших работников медицинский персонал мурманской стройки выявлял среди них немало лиц, не способных к тяжелому физическому труду. Рис. 2. Крестьянские подводы на строительстве Мурманской железной дороги, 1916-1917 гг. [фото из НАРК] При заключении договора работнику выдавался задаток в размере 10 рублей. У него отбирался паспорт, который он не имел права требовать до истечения срока найма [НА РК. Ф. 320. Оп. 3. Д. 67/525. Л. 14-14 об.; Мурманская..., 1916: 60-61]. В октябре 1915 г. всем занятым настройке запасным нижним чинам и ратникам ополчения 1-го и 2-го разрядов была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 1 января 1916 г. В дальнейшем действие льготы продлялось до окончания постройки [НА РК. Ф. 320. Оп. 3. Д. 8/50. Л. 49; Балагуров, 1968: 162-164]. Очевидец вспоминал, что в эти годы «беспорядков или волнений совсем не было»: те, кто состоял на военном учете, 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz