Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)
Введение Кемский уезд Архангельской губернии, включая Беломорскую Карелию, Карельское Поморье и Кольский Север, до революции 1917 г. оставался глухой провинцией Российской империи. Все политические процессы, охватившие страну с весны 1917-го, отражались на общественной жизни края в более умеренных формах по сравнению с центральными районами России. Во многом этому способствовали отдаленность уезда от губернского центра в Архангельске, недостаточность, а зачастую и полное отсутствие путей сообщения и транспорта, слабое распространение информации, языковой барьер и т. д. Однако колоссальные политические перемены в центре страны неизбежно должны были взорвать общественное спокойствие в северной глубинке и вызвать конфликты не только на социально-политической, но и на этнонациональной, семейной, конфессиональной, гендерной оси идентичности. Важнейшим явлением в экономической жизни Русского Севера в период Первой мировой войны стало строительство Мурманской железной дороги от российской столицы Петрограда до незамерзающего побережья Баренцева моря (рис. 1). Оно обусловило повышение геостратегического значения тылового края, оказав многостороннее воздействие на его социально-экономическую и социокультурную жизнь, а также во многом определило его последующие исторические судьбы [Харитонов, 1984; Juntunen, 1997: 4-672; Агамирзоев, 2008; Голубев, 2011; Нахтигаль, 2011: 240-247;, 2014; Трошина, 2014: 123-128]. Рис. 1. Церемония открытия Мурманской железной дороги 3 ноября 1916 г. [Дубровская, Кораблев, 2017: 112] 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz