Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)

DOI: 10.25702/KSC.2307-5252.2019.7.22-39 УДК94(470.22) «1917-1991» E. Ю. Дубровская «ПРЕЖДЕ» И «ТЕПЕРЬ»: ПЕРЕМЕНЫ 1917 ГОДА ГЛАЗАМИ СТРОИТЕЛЕЙ МУРМАНСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ1 Аннотация Основанная на архивных материалах и опубликованных источниках, статья освещает возросшее геополитическое значение Карелии и Кольского Севера в годы Первой мировой войны, которое определялось строительством Мурманской железной дороги. Изучение влияния военного фактора на условия жизни строителей магистрали показывает особую остроту продовольственного кризиса в регионе, вызванного большим притоком мигрантов в связи с постройкой магистрали. Автор исследует публикации 1917 г. в петрозаводской газете «Мурманский путь», отразившие восприятие строительными рабочими и служащими железной дороги «прежнего» времени и «нынешнего», революционного, времени. Мурманская магистраль обладала большим потенциалом для формирования региональной идентичности. Однако групповая и профессиональная идентичность служащих и локальная идентичность вольнонаемных рабочих из крестьян в период кардинальных изменений в обществе были для строителей дороги значимее общегражданских приоритетов сооружения коммуникации, связавшей Россию с союзными государствами. Ключевые слова: Мурманская железная дорога, Первая мировая война, вольнонаемные рабочие, служащее, революция 1917 г., повседневность, образы времени, идентичность. Elena Yu. Dubrovskaya “FORMERLY” AND “NOWADAYS”: CHANGES OF 1917 AT THE MURMANSK RAILWAY AS IT IS SEEN BY THE CONSTRUCTION- AND OFFICE-WORKERS Abstract Based on archive materials and published sources the paper shows the growing geopolitical significance of Karelia and Kola North during the World War I, determined by the construction of Murmansk railway. The study of the impact of military factor on the living conditions of the railway builders demonstrates particularly severe food crisis in the region, due to great influx of migrants for the construction of the railway. The author analyzed dating back to 1917 publications in “Murmansky put’” newspaper (“Murmansk railway”, Petrozavodsk), which throws light upon notions of “former” time and “present” revolutionary time common to the construction — and office-workers. Murmansk railway had a strong potential forthe building of regional identities. Still group- and professional identities of office-workers and local identities of civilian contract workers (native peasants) in the situation of cardinal social changes were more important for them in comparison with nation-wide priorities of constructing the communication system connecting the Russian state with the allied powers. Keywords: Murmansk railway, World War I, civilian contract workers, office-workers, revolution 1917, daily, images of time, identity. 1Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-09-00392 «Население Кольского полуострова между двумя мировыми войнами: миграции, мобильность, идентичность». 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz