Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)
МГУ А. Ю. Андреев, профессор СПбГУ Е. А. Ростовцев); «Российская наука в эпоху системных трансформаций, 1914-1934 гг.» (доцент СПбГУ И. В. Сидорчук); а также «Историческая наука Петрограда-Ленинграда (1917-1934): центры, направления исследований, коллективная биография» (профессор СПбГУ Е. А. Ростовцев). Наличие на форуме и особый интерес к работе секции «Феномен исторической живописи» были отмечены в приветственной речи директора Государственного Эрмитажа, академика Михаила Пиотровского на открытии этого грандиозного мероприятия. В ее заседании приняли участие историки, культурологи, искусствоведы и студенты профильных вузов. Первый секционный доклад PhD Павла Крокоша (г. Краков, Польша) был посвящен репрезентации силы и мощи духа Российской Империи на батальных полотнах российских художников XVIII — начала XX вв. Возможности исторической живописи как формы фиксации ключевых моментов в истории правящих династий были рассмотрены на примере картины французского салонного художника Анри Жервекса «Коронация Николая II» кандидатом культурологии А. В. Карповым (г. Санкт-Петербург). Саморепрезентация и создание политически выверенного образа Российской Империи посредством русской исторической живописи на Всемирных выставках в США в конце XIX — начала XX вв. были представлены кандидатом искусствоведения Н. Н. Мутья (г. Санкт-Петербург). D. Sc. Ирина Антанасиевич (г. Белград, Сербия) углубилась в историю комикса и комиксовой культуры в Европе, в т.ч. и в России, наглядно продемонстрировав эволюцию жанра и роль российских художников-иммигрантов в становлении сербского исторического стрипа (комикса). Впоследствии тема была развита докладчиком в рамках мастер-класса «Физика визуального текста: поэтика исторического комикса». К. и. н. О. В. Шабалина (г. Апатиты) представила творчество художников — участников арктических экспедиций XIX — начала XX вв. Доклад вызвал живой интерес у профессионалов, которые открыли для себя новые грани творчества и коллизии судеб известных художников. История новой социалистической России через агитационный плакат А. Дейнеки и работы художников при Политуправлении Краснознаменного Балтийского флота нашла отражение в докладах к. и. н. Е. П. Максименко и М. С. Олейник. Вопросы и проблемы достоверности визуализации доистории в искусстве ХІХ-ХХІ вв. были рассмотрены в докладе-презентации д. и. н. И. В. Палагуты. Это далеко не полный перечень проблем, освященных в секционных докладах, которые сопровождались информационно насыщенным визуальным рядом и позволивших многоаспектно представить и обсудить феномен исторической живописи. Насыщенная программа форума, включавшая в себя не только пленарные и секционные заседания, но и работу семнадцати круглых столов, выездное заседание, открытые лекции, мастер-классы, и активные конструктивные дискуссии стали ярким доказательством огромного научного потенциала и, главное, стремления к диалогу среди историков со всего мира. Сведения об авторах Казакова Ксения Сергеевна кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц региона ФИЦ КНЦ РАН 215
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz