Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)

МГУ А. Ю. Андреев, профессор СПбГУ Е. А. Ростовцев); «Российская наука в эпоху системных трансформаций, 1914-1934 гг.» (доцент СПбГУ И. В. Сидорчук); а также «Историческая наука Петрограда-Ленинграда (1917-1934): центры, направления исследований, коллективная биография» (профессор СПбГУ Е. А. Ростовцев). Наличие на форуме и особый интерес к работе секции «Феномен исторической живописи» были отмечены в приветственной речи директора Государственного Эрмитажа, академика Михаила Пиотровского на открытии этого грандиозного мероприятия. В ее заседании приняли участие историки, культурологи, искусствоведы и студенты профильных вузов. Первый секционный доклад PhD Павла Крокоша (г. Краков, Польша) был посвящен репрезентации силы и мощи духа Российской Империи на батальных полотнах российских художников XVIII — начала XX вв. Возможности исторической живописи как формы фиксации ключевых моментов в истории правящих династий были рассмотрены на примере картины французского салонного художника Анри Жервекса «Коронация Николая II» кандидатом культурологии А. В. Карповым (г. Санкт-Петербург). Саморепрезентация и создание политически выверенного образа Российской Империи посредством русской исторической живописи на Всемирных выставках в США в конце XIX — начала XX вв. были представлены кандидатом искусствоведения Н. Н. Мутья (г. Санкт-Петербург). D. Sc. Ирина Антанасиевич (г. Белград, Сербия) углубилась в историю комикса и комиксовой культуры в Европе, в т.ч. и в России, наглядно продемонстрировав эволюцию жанра и роль российских художников-иммигрантов в становлении сербского исторического стрипа (комикса). Впоследствии тема была развита докладчиком в рамках мастер-класса «Физика визуального текста: поэтика исторического комикса». К. и. н. О. В. Шабалина (г. Апатиты) представила творчество художников — участников арктических экспедиций XIX — начала XX вв. Доклад вызвал живой интерес у профессионалов, которые открыли для себя новые грани творчества и коллизии судеб известных художников. История новой социалистической России через агитационный плакат А. Дейнеки и работы художников при Политуправлении Краснознаменного Балтийского флота нашла отражение в докладах к. и. н. Е. П. Максименко и М. С. Олейник. Вопросы и проблемы достоверности визуализации доистории в искусстве ХІХ-ХХІ вв. были рассмотрены в докладе-презентации д. и. н. И. В. Палагуты. Это далеко не полный перечень проблем, освященных в секционных докладах, которые сопровождались информационно насыщенным визуальным рядом и позволивших многоаспектно представить и обсудить феномен исторической живописи. Насыщенная программа форума, включавшая в себя не только пленарные и секционные заседания, но и работу семнадцати круглых столов, выездное заседание, открытые лекции, мастер-классы, и активные конструктивные дискуссии стали ярким доказательством огромного научного потенциала и, главное, стремления к диалогу среди историков со всего мира. Сведения об авторах Казакова Ксения Сергеевна кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц региона ФИЦ КНЦ РАН 215

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz