Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)

правления училищ при МНП, отметив общие направления преобразований, постоянные взаимосвязи духовного ведомства с системой светской высшей школы в качестве ее кадрового резервуара. К. и. н. К. С. Казакова (г. Апатиты) в докладе о трансформации надзора за студентами от мягкого «домашнего» к серьезному полицейскому и идеологическому, связала это не только с увеличением их численности, но и с приданием формам обучения большей открытости, притоком в университет представителей социальной элиты, польских уроженцев, многие из которых обучались за свой счет и претендовали на большую независимость. Цикл докладов (к. и. н. И. П. Кулаковой, проф. Леа Леппик, к. и. н. К. А. Ильиной, К. И. Захарко, А. В. Ашихмина) был посвящен трансформации жизненных и профессиональных стандартов поведения университетских профессоров, в том, числе немцев, численность которых была сопоставима с численностью русских ученых на раннем этапе развития университетов. В качестве частных примеров профессиональных траекторий ученых немцев в России рассмотрены биографии Э. Раупаха, И. Гейма, филологов-классиков Московского, Казанского и Санкт-Петербургского университетов. Докладчики констатировали как определенную социальную обособленность немцев, особенно очевидную во время академических конфликтов, так и присущий им стиль жизни просвещенного интеллектуала, сохраняемый в российском окружении. В докладе к. и. н. А. Н. Феребова (г. Москва) об организации практики лицензирования чиновников для занятия соответствующих должностей через специальный Комитет испытаний в Московском университете в 1810-1820-х гг., представлена данная форма экспансии университета на систему государственной службы и на образованное общество в целом. При обсуждении доклада было обращено внимание на то, что Санкт-Петербургский университет, как и его прямой предшественник Педагогический институт, осуществлял ту же самую деятельность, но в еще больших масштабах, в силу своего расположения в административной столице империи. Конструктивное обсуждение прозвучавших докладов и обмен мнениями были очень полезны для углубления представлений о сходстве и различиях траекторий отдельных университетов и университетских сообществ в ранний период их истории, когда «национальная модель» университета в России только формировалась, сохраняя множество отличий как от классической немецкой модели, так и от французской, польской и др. В продолжении работы секции «История науки и высшей школы в XIX — начале XX вв.» и «История науки и высшей школы в XX — начале XXI вв.» обсуждались такие вопросы, как: особенности реформирования российских университетов, социальный состав университетской профессуры, эволюция университетских коммемораций, особенности историографии университетской истории, национальный состав учащихся высших учебных заведений, деятельность русских ученых в постреволюционной эмиграции, организация научных сообществ в 1920-1930-х гг. В рамках Форума также прошла презентация проектов, связанных с историей науки и российской высшей школы: «Коллективная биография преподавателей российских университетов в зеркале социальной истории (вторая половина XVIII в. — начало XX в.)» (профессор ТГУ С. Ф. Фоминых, профессор 214

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz