Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)
события, люди, документы»; «Историко-культурное наследие Петербурга XVIII- XX вв.: проблемы сохранения и коммеморации»; «Коммуникация человека и богов в античности»; «Становление наций и этничностей в Европе от раннего Нового к Новейшему времени»; «история преступлений, террора и борьбы с ними»; «Ленинградская университетская школа искусствознания в лицах. Учителя и преподаватели»; «Историк и литературв»; «Церковная жизнь славянских и балканских народов через века»; «Судьба коммунистической модели в истории»; «Женщина рядом с властью: роли и судьбы»; «Феномен гения в истории человечества»; «Ненавистный фаворит: феномен фаворитизма и непопулярных правителей в истории»; «Становление наций и этничностей и Российская империя»; «Из истории документального наследия»; «Наполеоника»; «История национальных героев»; «Россия и Запад: эволюция отношений от Версаля до пост-ялтинского мироустройства»; «Становление наций и этничностей в СССР и на постсоветском пространстве»; «Архивы, музеи, библиотеки: перспективы развития и взаимодействия». Одной из самых многочисленных по количеству участников была секция, посвященная истории высшей школы и науки, в заседаниях которой приняли участие более 40 исследователей (подсекции: «История российской науки и высшей школы в XVIII — первой половине XIX в.», 31 октября; «История науки и высшей школы в XIX — начале XX в.», 1 ноября; «История науки и высшей школы в XX — начале XXI в.», 2 ноября). Более 20 студентов Института истории СПбГУ присутствовали на заседаниях в качестве заинтересованных слушателей. В первый день работы секции прозвучало 16 докладов. География участвовавших в выступлениях: Санкт-Петербург, Москва, Харьков, Тарту, Йошкар-Ола, Апатиты (Мурманская обл.). Докггад д. и. н. И. Л. Тихонова (г. Санкт- Петербург) «Обои намерения исполнить: о начале Санкт-Петербургского университета» задал тон для ряда дискуссионных выступлений, аргументировавших новую периодизацию университетского образования в Петербурге и представлявших трансформацию «идеи университета» применительно к российским реалиям, в которых прослеживаются исторические, социальные, научные и иные взаимосвязи университета XIX в. в столице империи с его предшественниками. Эта тема была продолжена в выступлениях к. и. н. Т. В. Костиной и к. и. н. Т. Н. Жуковской. Докладчики акцентировали внимание на необходимости изучения архива Академии наук, университетского и ведомственного делопроизводства — важных как для реконструкции основ управления университетом, так и для представления его социальной, научной, административной истории и истории повседневной жизни универсантов, статуса и общественной репутации университета в столичном обществе. В докладе И. С. Пустовойта (г. Санкт-Петербург) эта проблема нашла конкретное отражение в форме разбора нескольких нереализованных проектов попечителя столичного учебного округа С. С. Уварова, реконструированных на архивном материале, в том числе, проекта особого устава для Петербургского университета 1819 г. Истории Главного педагогического института в Петербурге (1828-1859) и его взаимодействию с Санкт-Петербургским университетом был посвящен доклад С. А. Курылева (г. Санкт-Петербург). Д. и. н. Л. Ю. Посохова (г. Харьков, Украина) представила в своем докладе реформу духовных учебных заведений в XVIII в. и проследила линии взаимосвязей идей реформаторов с экспертной деятельностью Главного 213
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz