Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)

«первобытное общество»), но и «цивилизованное» [Тишков, 2019: 505]. В заключение В. А. Тишков отметил: «Установка на сравнительные объяснения на основе все того же "включенного наблюдения” мне представляется более перспективной. Сегодня перед антропологией открываются новые возможности, однако и встают новые вызовы, на которые надо дать адекватные ответы. Междисциплинарность возможна только при сильной дисциплинарности всего российского научного сообщества [Тишков, 2019: 506]. Рис. 1. Выступление В. А. Тишкова на закрытии XIII Конгресса антропологов и этнологов России. В ходе заседания были подведены итоги работы Конгресса. Руководители некоторых секций выступили с отчетами. В частности, В. И. Харитонова (ИЭА РАН) говорила о проблеме научного языка. Она призвала исследователей пояснять в докладах (статьях) используемые термины, поскольку нет единства в понимании тех или иных понятий. Выступление А. А. Новика (МАЭ) было посвящено сохранности полевых материалов. Д. А. Функ (МГУ им. М. В. Ломоносова) выступил с организационными предложениями: ввести практику чтения лекций на Конгрессе; указывать точное время выступлений, дабы желающие послушать тот или иной доклад могли ориентироваться. О. Ю. Артемова (ИЭА РАН) поделилась своими наблюдениями о работе академических ученых в высшей школе на протяжении последнего 20-летия. Она обозначила те проблемы, которые сегодня стоят перед профессорско- преподавательским составом, отметила характерные особенности их работы в настоящее время, сходство и различие преподавания и собственно академической работы и призвала научное сообщество уделить самое пристальное внимание этнологическому и антропологическому образованию 209

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz