Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)

3-5 июля проходила работа симпозиумов и секций Конгресса. Всего в рамках КАЭР было организовано 10 симпозиумов и 66 секций. В ходе работы Конгресса были рассмотрены следующие темы: системы родства, связей и коммуникаций в истории человечества; историографические традиции в этнологии и антропологии (социальной, культурной и физической); междисциплинарные связи антропологии и этнологии; антропологическое и этнологическое образование и просвещение; политические, социальные и культурные задачи антропологии и этнологии; мониторинг межэтнических отношений; методы исследования этнических и культурных взаимодействий; межрелигиозные отношения и этноконфессиональные процессы в духовном пространстве России; мигранты, диаспоры, этнические меньшинства; физическая антропология; современная антропология и этнология в теории и прикладных науках; история науки; визуальная антропология и музейное дело; гендерные исследования; политическая антропология и региональные исследования; цифровые технологии в антропологии; миграции и мигранты; измерение культурного многообразия и другие [Власенко А., Орешин С., ЭР]. Конгресс антропологов и этнологов России — уникальная площадка, где специалисты могут обменяться опытом, познакомиться с работами друг друга, обсудить важные вопросы и наметить планы дальнейших исследовательских работ. На Конгрессе была подчеркнута роль научно-экспертного сообщества в разработке и реализации стратегических документов, регулирующих сферу государственной национальной и миграционной политики; в налаживании взаимоотношений органов государственной власти с институтами гражданского общества; в комплексной разработке актуальных исследовательских проблем и задач. К сожалению, организация работы Конгресса была не совсем удачной. Секции были рассредоточены в шести различных зданиях, что вызвало затруднения при желании послушать интересующий доклад. Кроме того, далеко не все заявленные участники приехали на Конгресс, поэтому невозможно было рассчитать время выступления того или иного докладчика. Заключительное заседание, которое вел директор Музея антропологии и этнологии РАН (Кунсткамера) А. В. Головнёв, состоялось в здании Президиума Академии наук Республики Татарстан. Пленарную лекцию прочел и.о. Президента Ассоциации антропологов и этнологов России академик В. А. Тишков (рис. 1). Он кратко осветил состояние отечественной этнологии и антропологии, основные черты и существенные изменения нашей науки в постсоветское время. Перемены затронули как теоретические основы этнологии, так и практические аспекты проведения научных исследований. В этом выступлении В. А. Тишков подверг критике приверженцев теории историзма профессора Историко-архивного института РГГУ В. Я. Петрухина и доктора исторических наук Д. С. Раевского. Он высказал также ряд критических замечаний в адрес некоторых сотрудников МАЭ в связи с поддержкой ими теории пассионарности Л. Н. Гумилева [Тишков, 2019: 500]. Естественно, В. А. Тишков всячески поддерживает конструктивистский подход в этнологии. Однако он говорил и о методологическом плюрализме, потому что наряду с новыми подходами продолжают развиваться традиционные этнографические подходы [Тишков, 2019: 504]. Докладчик подчеркнул, что необходимо изучать не только «примитивное общество» (в русском варианте используется термин 208

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz