Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)

(1971), «Героический эпос черногорцев» (1982), «Героический эпос и действительность» (1988). Методологические позиции были изложены в теоретической монографии «Методология сравнительно-исторического изучения фольклора» (1976). Все труды Б. Н. Путилова отличаются концептуальностью. Для отечественной науки большое значение имело утверждение идеи, что фольклор имеет специфические, автономные от исторических и иных контекстов законы существования и эстетические свойства. Изучать их следует не путем сопоставления содержания фольклорных произведений, в частности эпических песен, с социально-историческими реалиями, а исходя из знания этих внутренних законов и свойств. Данную концепцию Б. Н. Путилов убежденно отстаивал всю жизнь. В первую очередь, он опирался на В. Я. Проппа, ощущая себя его учеником и последователем и обретя в нем соавтора и друга. Проблема историзма народного эпоса является одной из ключевых в его работах. С точки зрения Б. Н. Путилова, историзм в фольклоре неотделим от поэтической системы и не может быть выделен из нее, он составляет одно из органических ее качеств и преломляется сквозь призму жанровых характеристик. Постоянными непримиримыми оппонентами Проппа и Путилова были представители «исторической школы», которые руководствовались подходом академика Б. А. Рыбакова, видного и влиятельного специалиста по славянской и древнерусской истории и культуре. Сторонники этой школы, как известно, были склонны устанавливать прямые параллели между историческими реалиями, с одной стороны, и содержанием фольклорных и литературных текстов, с другой стороны. Борис Николаевич был уверен: «...в этой дискуссии правота оказалась на нашей стороне, и попытки Рыбакова и его сторонников возвести богатейшее содержание былин к откликам на летописные факты не были обоснованы ни теоретически, ни фактически» [Путилов, 1998: 6]. На огромном сравнительном текстовом материале Б. Н. Путилов сумел показать, что историко­ этнографическая реальность подвергается сложной перекодировке в эпической системе и в системе фольклора в целом. В 1967 г. Б. Н. Путилов перешел на работу в ленинградскую часть Института этнографии (будущий МАЭ РАН). В 1967-1986 гг. он руководил Группой общих проблем в составе Отдела европеистики и общей этнографии, а в 1987-1997 гг. был главным научным сотрудником. В 1971 г. произошел поворот в его научной биографии — из разряда «случайностей», которым Борис Николаевич, по его собственным словам, всегда готов был идти навстречу. У него появилась возможность участвовать в комплексной экспедиции «По следам Миклухо-Маклая» на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев». Б. Н. Путилов посетил Океанию, записал фольклор жителей Новой Гвинеи, Полинезии, в том числе музыкальный и танцевальный. Появилась возможность прокомментировать и осмыслить данные полевых исследований Н. Н. Миклухо- Маклая, а также новый собранный материал с позиций современной этнографии и фольклористики — в аспекте тесного взаимодействия разных сторон жизни островитян: хозяйственной деятельности, социальной организации, мифологии, обрядов, песенной поэзии, музыки. Результатом стала серия книг и статей Б. Н. Путилова о фольклоре и быте океанийцев и о Н. Н. Миклухо-Маклае. В распоряжении исследователя оказались документы, не знакомые ранее биографам Маклая. Более того, ему удалось записать устные рассказы о великом 201

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz