Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)

После нескольких переездов семья обосновалась в Грозном, где Б. Н. Путилов закончил школу. В 1936 г. он поступил в Ленинградский педагогический институт имени А. И. Герцена. По его окончании он был направлен работать преподавателем в одно из ленинградских военных училищ, которое находилось в городе Сортавала в Карелии. Когда началась Великая Отечественная война, Путилова не взяли в армию по состоянию здоровья. После эвакуации и смены нескольких мест работы и жительства он стал работать преподавателем в педагогическом институте в Грозном, когда в 1943 г. учреждение возобновило свою работу. Среди прочих дисциплин Б. Н. Путилов читал курс русского фольклора (подробнее об этапе становления ученого см.: [Иванова, 2007]). Годы работы в грозненском вузе, по свидетельству самого Бориса Николаевича, были «временем профессионального и научного самоопределения» [Путилов, 1998: 5]. В 1945 г. он организовал экспедицию в станицы гребенских казаков, которая оказалась очень удачной по количеству и разнообразию записанных текстов песенного фольклора. Материал вошел в первый подготовленный Б. Н. Путиловым сборник и стал предметом научного осмысления в аналитических статьях, посвященных культуре и историческим песням гребенского казачества. За этим последовали еще один сборник (1948) и основательная работа над темой «Исторические песни ХѴІ-ХІХ вв. на Тереке» [Иванова, 2007: 429-432]. В октябре 1948 г. в Ленинграде в Институте русской литературы (Пушкинский дом) Б. Н. Путилов успешно защитил кандидатскую диссертацию на эту тему. В 1954 г. Бориса Николаевича пригласили на работу в Пушкинский дом, где он начал работу над четырехтомным академическим изданием исторических песен ХІІІ-ХІХ вв. [Там же: 438]. В тот период его исследования были направлены на теоретическое осмысление того феномена устной культуры, который, благодаря работам Б. Н. Путилова, принято называть «историко­ песенным фольклором». Особенности жанра были рассмотрены в докторской диссертации «Русский историко-песенный фольклор ХІІІ-ХѴІ веков», защищенной в 1960 г. в Ленинградском университете, и в одноименной монографии [Путилов, 1960]. От изучения исторических песен Б. Н. Путилов перешел к изучению исторических баллад, а затем — героического эпоса. Все отчетливее ученый осознавал значение широкого сравнительного исследования фольклора как явления международного. Он был солидарен с выдающимся филологом академиком В. М. Жирмунским в том, что «сходство и даже совпадения в сюжетах, мотивах, образах эпических памятников народов Запада и Востока объясняются в первую очередь действием общих законов эпического творчества, то есть не заимствованием, а типологическими принципами» [Путилов, 1998: 6]. Увлечение этой идеей совпало с началом систематических занятий сербско­ хорватским фольклором, прежде всего героическим эпосом Черногории, и поездок в Югославию, которые Борис Николаевич предпринимал с 1964 по 1974 гг. почти ежегодно и впоследствии — при любой возможности, вплоть до трагических югославских событий 1991 г. Результатом сравнительно­ типологических исследований эпических традиций стала серия монографий Б. Н. Путилова: «Славянская историческая баллада» (1965), «Русский и южнославянский героический эпос: Сравнительно-типологическое исследование» 200

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz