Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)

с наукой мировой. При его и Б. Н. Путилова активном участии проводятся конференции, выходит серия сборников, объединенных этой проблемой. Работы К. В. Чистова позволили по-новому переосмыслить понятие «традиции», рассматривать устную традиционную словесность в широком контексте этнографической реальности и современных этносоциальных процессов. Он был одним из редакторов и авторов коллективного труда «Современные этнические процессы в СССР» (1975), редактором и одним из авторов обобщающей работы «Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры» (1987). В 1980-1991 гг. К. В. Чистов занимал пост ответственного редактора журнала «Советская этнография», с 1965 по 1993 гг. преподавал на кафедре этнографии и антропологии исторического факультета Ленинградского/Санкт- Петербургского государственного университета. Он был вице-президентом Международного общества исследователей повествовательного фольклора (1974-1986), почетным членом Финно-угорского научного общества в Финляндии (1982), Австрийского этнографического общества, Фольклорного общества Финской академии наук (1989). В 1990-е гг. маститый ученый совместно с женой, филологом Беллой Ефимовной Чистовой, предприняли исследование, совершенно новаторское для российской фольклористики. В распоряжении К. В. Чистова оказался уникальный архив — письма советских военнопленных, принудительно работавших в Германии в 1941-1945 гг. Научная публикация, подготовленная Чистовыми [Преодоление рабства..., 1998], послужила отправным моментом изучения письменных, в том числе эпистолярных, текстов с использованием фольклористических методов. В скором времени это направление стало одним из самых актуальных в отечественной гуманитарной науке. Еще относительно недавно изучение современного фольклора с помощью междисциплинарных методик рассматривалось как что-то не вполне легитимное. Отношение многих авторитетных исследователей к таким штудиям, а нередко и к самому материалу, было резко отрицательным. На этом фоне позиция ученого «классической» академической школы казалась удивительной, но только на первый взгляд. Достаточно вспомнить одну из ранних статей К. В. Чистова, посвященную устным рассказам о погибших в годы войны в Карелии девушках- партизанках [Чистов, 1951]. Кирилл Васильевич рассказывал, что когда ему говорили: «Это не фольклор», — он вспоминал фразу одного из своих учителей: «Я не знаю, как это называть, но я знаю, что это надо изучать». Он повторял ее всякий раз, когда хотел поддержать молодых исследователей современной народной культуры, не находивших понимания в научной среде. На понимание и помощь самого Кирилла Васильевича рассчитывать можно было всегда. Он мог поделиться редчайшим научным изданием, рискуя его утратить навсегда, мог, превозмогая недуг, прийти на защиту диссертации только для того, чтобы своим авторитетом укрепить позиции младшего коллеги. И многие теперь уже «немолодые ученые» благодарны ему за продление своего ученичества. 198

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz