Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)

Карелия всегда считалась «оазисом» бытования северно-русского фольклора и даже, благодаря открытиям второй половины XIX в., «родиной русской фольклористики». К. В. Чистову и его коллегам удалось создать в академическом институте Петрозаводска сплоченный коллектив фольклористов. Сам Кирилл Васильевич полагал, что именно там окончательно состоялось его личностное и профессиональное самоопределение: «Карелия действительно стала моей второй родиной. < ...> В Петрозаводске я сформировался как ученый» [Чистов, 2006: 157-158]. В этот период жизни главной темой исследования К. В. Чистова стало творчество заонежской вопленицы (мастера причитывания) XIX в. из деревни Кузаранда Олонецкой губернии Ирины Андреевны Федосовой. В 1951 г. он защитил кандидатскую диссертацию, посвященную этой исполнительнице. Многолетние исследования легли в основу двух монографий [Чистов, 1955, 1988]. Внимание к личности исполнителя принято считать одним из отличий «русской школы» фольклористики. Работы К. В. Чистова дали новый импульс разработке проблемы личного начала в народной культуре. Творчество И. А. Федосовой сопровождало путь ученого на протяжении жизни. Выполненное им и Б. Е. Чистовой в серии «Литературные памятники» переиздание «Причитаний Северного края» Е. В. Барсова является лучшим научным фольклористическим изданием, как минимум, последних трех десятилетий [Причитанья..., 1997]. Углубленное изучение эпических и обрядовых традиций Русского Севера способствовало формированию нового взгляда на северно-русскую культуру. Ранее она считалась архаической и «заповедной». Благодаря трудам К. В. Чистова эта концепция была пересмотрена. Исследования показали высокую продуктивность культурных форм в данном ареале, что находит объяснение в относительно позднем их формировании на северных территориях. С 1961 г. К. В. Чистов работал в Ленинграде — Санкт-Петербурге, в 1961— 1990 гг. заведовал Отделом этнографии восточных славян в московской и ленинградской частях Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР (ленинградская часть с 1992 г. стала именоваться Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН). Под его руководством одним из ведущих направлений деятельности Отдела стало изучение северно- русской народной культуры. В 1960-е гг. Кирилл Васильевич обращается к новой теме — социально­ утопические легенды ХѴІІ-ХІХ вв. Докторскую диссертацию на эту тему он защитил в 1967 г. в МАЭ РАН, и вышедшая в том же году книга [Чистов, 1967] стала событием не только для этнографов и фольклористов, но для историков и специалистов в разных областях общественно-научного знания. По прошествии нескольких десятилетий монография, не утратившая научного значения, была переиздана и обрела новых читателей [Чистов, 2003]. На нее и сегодня ссылаются все, кто изучает народные представления, вопросы конструирования истории, устную историю, нарратологию, социальную психологию и другие области культуры и общественной жизни. В 1970-е годы К. В. Чистов занимался вопросами теории народной культуры. В частности, пионерской можно считать его статью, в которой фольклор рассматривается в аспекте информационной теории [Чистов, 1972]. Особое внимание он уделял проблеме взаимоотношения фольклора и этнографии, разработка которой способствовала сближению отечественной фольклористики 197

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz