Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)
продолжить, протянуть детство еще лет на пять, <... > как было в школе, то же продолжается и в вузе. Просто в школе платило государство, а в вузе — мама с папой платят, и можно еще лет пять побездельничать (Инф. 1). С другой стороны, некоторые представители бывшего советского студенчества (среди них — родители сегодняшних выпускников школ и студентов средних и высших учебных заведений) стараются оправдать проблематичность быстрого саморазвития современной молодежи, объясняя её острой необходимостью поспешно развивать другие показатели социального взросления. К ним, прежде всего, относится умение совмещать работу с учебой, что заставляет одновременно соблюдать двойные требования: качественного выполнения рабочих заданий и высокого уровня успеваемости в университете или колледже. Кроме того, молодежи дополнительно приходится адаптироваться к непредсказуемости дальнейшей жизни и требований в их адрес на фоне общего снижения качества образования. Этой позиции придерживаются информанты 2 и 3: <... > я считаю, что сегодняшней молодежи действительно приходится очень трудно, <...> приходится с ранних школьных лет, по сути, с детства, самостоятельно себя настолько организовать, быть таким взрослым уже, чтобы четко понимать, для чего тебе все это надо, <... > Поэтому не только от них это зависит, <... > они еще и по возрасту как бы «не открылись», «не поняли себя до конца», <...> если, например, кто-то решается идти в вуз в тридцатилетием возрасте, то он уже четко осознает наперед, что ему надо и что ему примерно ждать от этого образования, куда лучше идти работать из того, что может предложить эта профессия, <... > а когда ты поступаешь в семнадцать-восемнадцать лет, по сути, просто школьник еще — наивный и малоорганизованный, то еще понятия не имеешь, что делать со всеми этими обстоятельствами, которые так внезапно и сразу свалились на голову, <... > не знаешь еще, как все распланировать, чтобы потом не жалеть, <...> часто же такое сейчас случается, что студент оказался недоволен специальностью ши только после выпуска выяснилось, что ты с таким дипломом почти нигде и не требуешься, это может сшьно разочаровать, ввести человека в уныние (Инф. 2); <... > при совмещении учебы иработы дети сейчас по-своему достаточно рано взрослеют <... >мы имели возможность быть в этом плане детьми очень долго, — до тех пор, пока хотим учиться и продолжать повышать образование <... > отчасти, конечно, ради своей цели ши там для помощи кому-то, все же необходимо учиться преодолевать трудности и нежелание делать что-то не очень приятное, и сейчас, действительно, есть много такого, что хоть как-то дает возможность еще побыть околородителей по доброй воле, но всеравно в условиях такой жесткой нестабшьности, как сейчас, вы все равно вынуждены быстрее взрослеть, подстраиваться под постоянные и внезапные изменения, и морально в том числе (Инф. 3). Итак, можно обнаружить, что ценностно-выразительная функция присуща двум совершенно разным социальным установкам — обобщенной негативной у информанта 1 и ситуативной у информантов 2 и 3, различающейся у них только в отношении модальности установки — негативной (проявление искреннего сочувствия) у респондента 2 и амбивалентной (видение компромиссных моментов в данной проблеме) у респондента 3. 191
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz