Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)

<... > нам было <...> немного страшновато ехать в другой город, но у нас было больше смелости покинуть родной город только потому, что я точно знаю, что попаду там тоже в хорошие руки и там все тоже будет хорошо, то есть я буду учиться, жить в общежитии, я знала, что вся эта система обо мне позаботится, <... > Тогда мы это все очень четко знали (Инф. 2). Таким образом, данный выбор связан с функцией организации мировоззрения. Информант 3 объясняет свою мотивацию к переезду в другой город причиной, раскрытой с помощью ранее описанной категории анализа. Однако здесь допускается возможность иного способа действия, несмотря на то, что выбор уже давно сделан. Такая позиция объясняется наличием ситуативной и одновременно амбивалентной социальной установки — обобщенной готовностью в любой момент изменить свое решение: <... > если бы у меня было желание уехать куда-то в другой город, тогда вроде бы была такая возможность, и внеконкурсное поступление, то есть тебе давали направление в республике, если ты хорошо учишься, я имею в виду Карельскую республику, конечно, — то ты можешь в этом случае выбрать из нескольких вузов (Инф. 3). Информант 4 осознает объективное отсутствие возможности переехать в другой город для получения послешкольного образования: <... > Мне не приходилось переезжать в другие города с тем, чтобы куда-то поступить, потому что с высшим образованием у меня, к сожалению, в целом не сложилось (Инф. 4). Реплика свидетельствует о стремлении свыкнуться с внешними обстоятельствами, то есть о конкретном случае в негативной коннотации — частной установке негативной модальности, ключевой функцией которой здесь является приспособление к существующей ситуации. Что касается влияния на рассматриваемые установки такого фактора, как уровень социального взросления, интервью подтверждают: в современном обществе человек, стремясь самоопределиться как полноценно сформированная личность, обнаруживает у себя те признаки социального взросления, которые отсутствовали у представителей предыдущих поколений, поскольку в этом в то время не было необходимости, и одновременно ощущает себя «социально незрелым» в иных областях, умениях и навыках, актуальных в наши дни. Согласно мнению информанта 1, сегодняшняя студенческая молодежь замедлила темпы своего социального взросления, что особенно проявляется в отношении к получению образования, тем более высшего: <... > нынешнее поколение, мне кажется, немножко инфантильное, оно взрослеет позже, чем, скажем, наше поколение взрослело, <... > этот возраст инфантильности, детства и безответственности у нынешней молодежи как будто немного растянулся, <...> поэтому многие школьники поступают или многие студенты продолжают учебу в магистратуре только затем, чтобы как можно подальше отодвинуть время взросления, поиска работы, а не для того, чтобы получить определенные знания и умения и чтобы потом реализовать с их помощью себя в этой жизни, <... > чтобы как будто 190

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz