Труды КНЦ вып.17(ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) вып. 2/2019(10)

среднему образованию молодёжи и дальнейшему развитию общетеоретической школы», активизировалась работа с учащимися школ города Апатиты. В ней использовались в основном не лекционные формы, а такие, как беседы и экскурсии в лаборатории институтов Филиала, в подшефной школе № 2 регулярно проходили Дни науки, техники и производства. Большое внимание уделялось вопросам профориентации молодёжи, что было важно в деле подготовки квалифицированных кадров. Формой пропаганды научных знаний можно считать и пополнение школ учебными пособиями: геологи передали учебные коллекции минералов, ботаники изготовили и передали в Дом пионеров и в биологические кабинеты школ города гербарные листы. Одна из главных задач в пропаганде научных и политических знаний — привлечь как можно большее количество слушателей. Поэтому ещё одно направление научно-просветительской деятельности проходило под девизом «В работе Общества “Знание” каникул нет!» Речь шла о том, чтобы работа лекторов на предприятиях, стройках, по месту жительства проводилась постоянно, без перерывов. Особенный упор делался на деятельность геологов и ботаников, которые, уезжая на летние полевые работы в различные пункты области, использовали для просветительской деятельности каждое пребывание в любом населённом пункте, геолого-разведочной партии и т. п. Лекторы Ботанического сада проводили беседы среди сельского населения на фермах, на полевых станах [НА КНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 6. Д. 473. Л. 1-80]. В 1980-х гг. тематический план лекторской группы КФАН был дополнен новыми разработками лекций, в которых освещались проблемы развития минерально-сырьевой базы как основы экономики промышленности, комплексного использования недр и изыскания новых, нетрадиционных видов минерального сырья. С середины 1980-х гг. лекторы КФАН знакомили с основами информатики и вычислительной техники учащихся школ, техникумов и профессионально-технических училищ. Вместе с тем именно в эти годы, с конца 1970-х гг., в просветительской деятельности происходят принципиальные изменения, связанные с надвигавшимся идеологическим кризисом в стране, заметно усиливается партийно-идеологическая пропаганда. Показательно в этом плане Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы». Пропагандистам и агитаторам предлагается сосредоточить внимание на следующих актуальных задачах [О дальнейшем улучшении..., 1981: 743]: • обеспечить высокий научный уровень пропаганды и агитации; • усилить действенность и конкретность пропаганды и агитации, её связь с жизнью, с решением хозяйственных и политических задач; • развивать наступательный характер пропаганды и агитации. На заседаниях партийного комитета КФАН СССР и на партбюро его подразделений всё чаще заслушиваются отчёты о деятельности первичной организации общества «Знание», всё чаще делается упор на то, что необходимо использовать лекционную пропаганду как важное средство коммунистического воспитания трудящихся [ГАМО. Ф. П-139. On. 1. Д. 59. Л. 114]. Усиливалось агитационно-пропагандистское направление, которое было представлено лекциями по важнейшим решениям партии и правительства. 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz